Россия, ежегодно увеличивающая объемы экспорта нефти и газа, позиционирует себя как гарант надежных поставок энергоносителей на мировой рынок. По добычи нефти России удалось обогнать бессменного лидера, Саудовскую Аравию. Энергетическая стратегия России, которая давно лидирует на мировом рынке в области газовых поставок и создает реальную альтернативу поставкам нефти из стран ОПЕК, предполагает и дальнейшую экспансию на незанятые сегменты.
Одним из направлений расширения поставок российских компаний нефтегазовой отрасли стал Израиль. Достаточно емкий для столь малой страны рынок энергоносителей полностью ориентируется на экспортную продукцию. В отличие от других стран Ближнего Востока Израиль не обладает собственными запасами нефти и газа, достаточными для удовлетворения внутреннего спроса, и поэтому привлекателен для российских энергетических компаний. Причем если нефтяной рынок уже насыщен (90% потребляемой в Израиле нефти доставляется из стран бывшего СССР(1)), то рынок газа пока представляется только перспективным объектом для экспансии российской газовой монополии.
За последнее десятилетие уже немало сделано для укрепления сотрудничества между Россией и Израилем. Благодаря совместным усилиям и взаимным уступкам экономическое сближение стало устойчивой тенденцией. Нынешнее состояние отношений характеризуется растущим товарооборотом и ростом уровня двусторонних инвестиций, набирающим силу процессом производственной кооперации, реализацией крупных проектов в области строительства, добычи и обработки алмазов, промышленности и в сфере телекоммуникаций. В перспективе – масштабные проекты в области нефтегазовых поставок и военно-промышленном производстве. Сотрудничество в сфере энергетики, без сомнения, станет мощным катализатором развития экономической кооперации между двумя странами.
Стратегия российских энергетических компаний предполагает не просто расширение поставок продукции в разные страны, но и завоевание прочных позиций на этих рынках путем приобретения активов местных предприятий нефтегазовой отрасли с целью слияния с местными производителями и поставщиками. Такой политики придерживаются Газпром, Лукойл, Роснефть, ТНК-BP, которые уже обладают довольно развитой сетью зарубежных энергетических активов. Менее крупные компании также пытаются диверсифицировать свои активы путем вложений капитала в местных игроков стран СНГ и Европы. По похожему сценарию могут развиваться события и в Израиле, несмотря на то что к российским капиталовложениям до сих пор относятся с опасением, рассматривая их как недружественные поглощения. Израильские компании все чаще становятся объектом инвестиций нефтегазовых гигантов из России, хотя общий размер завершенных трансграничных сделок по слиянию и поглощению пока остается незначительным.
Примером активизации российского капитала на израильском направлении является попытка НК «Русснефть» приобрести НПЗ в Ашдоде, стоимость которого оценивается в 380 млн долл. Обладая значительными производственными возможностями в России (уровень добычи в 2005 г. превысил 17 млн т нефти, а выручка составила 27,4 млрд руб., чистая прибыль — 4,7 млрд руб.)(2), «Русснефть» активизирует деятельность на иностранных рынках. Стратегия «Русснефти» предполагает, что основной объем добычи будет в будущем достигнут за счет зарубежных проектов в Мавритании, Йемене, Ливии, Ираке, Иране, Казахстане, Алжире.
Израильская нефтеперерабатывающая промышленность находится в процессе приватизации, государство приняло решение разделить нефтеперерабатывающего монополиста Oil Refineries Ltd., управлявшего двумя НПЗ в стране — в Хайфе и Ашдоде. Последний и стал объектом инвестиций российской компании. По информации Globes, еще три российские компании проявили интерес к израильской Oil Refineries: Газпром, Альфа-груп и Татнефть(3). «Русснефть» в консорциуме с израильской компанией Financial Levers Ltd., занимающейся недвижимостью, подала заявку на покупку у государства Ашдодского НПЗ мощностью 90 тыс. баррелей. Первоначально в консорциум с компанией «Русснефть» входила Sonol Israel, однако накануне подачи заявок она вышла из консорциума. «Русснефти» в консорциуме принадлежало 51%, а Financiаl Levers — 49%.
По результатам тендера «Русснефти» было отказано в праве на приобретение завода. Как сообщалось, решение было обосновано соображениями государственных интересов и национальной безопасности. «Русснефть» поначалу пыталась оспорить решение в суде, однако вскоре отказалась от судебных разбирательств. Кандидатуры остальных пяти претендентов (израильские компании Delek Group, Dor Alon Energy in Israel, Ampal-American Israel, Paz Oil и Sonol Israel) были также отклонены.
Отказ «Русснефти» может быть признаком сохраняющегося недоверия к российскому капиталу. В адрес российских компаний уже давно звучат обвинения в недружественных поглощениях. Экспорт российского капитала в виде сделок M&A действительно набирает силу, что вызывает опасения на Западе. За последние месяцы уже сорвалось несколько подобных сделок. Неудача постигла «Северсталь» в тендере на приобретение акций европейского сталелитейного гиганта Arcelor. В случае с продажей акций Oil Refineries в Израиле сценарий полностью повторился.
Кооперация России и Израиля в области ТЭК – это прежде всего вопрос поставок российского газа и строительство соответствующей газовой инфраструктуры, также осуществляемой российской стороной. Вопрос о поставках газа в Израиль серьезно обсуждался еще в середине 90-х, и уже даже определилась схема поставок. Однако из-за политических разногласий, вмешательства США достичь положительного результата сторонам не удалось. Поставки российского газа были отложены на неопределенный срок. Так, переговоры с Israel Electric Company сорвались в ноябре 1997 г.(4), возможно, из-за российских контактов с Ираном или из-за давления США. Возобновившиеся в марте того же года переговоры между Б. Ельциным и Б. Нетаниягу также зашли в тупик. С 1998 г. «Газпром» рассматривал уже вполне реальный проект по поставкам российского газа в Израиль(5). Однако на тот момент объем предполагаемых поставок (2-3 млрд куб. м газа в год) делал их нерентабельными. В частности, требовались огромные инвестиции в строительство газопровода.
Необходимость российского газа для Израиля очевидна. По политическим и военно-стратегическим соображениям Израиль не может позволить себе быть зависимым от Египта как основного поставщика природного газа. Поэтому вариант поставок «Газпрома» на основе долгосрочных контрактов рассматривается в Израиле как наиболее перспективный. Израилю необходимо диверсифицировать источники энергоснабжения и в связи с высокими ценами на нефть, которые недавно почти достигли своего исторического максимума, а также с нестабильностью ситуации на Ближнем Востоке.
В свою очередь, «Газпром», действуя в рамках программы стратегического развития, расширяет ареал поставок. Охватив сетью газопроводов всю Европу, Турцию, «Газпром» намерен в ближайшем будущем наладить поставки газа в Израиль. Произойдет это либо через турецкую компанию Botas, либо напрямую без посредников(6). Основным вариантом на сегодняшний день является реэкспорт российского газа, поставляемого по газопроводу «Голубой поток-2» через Турцию (продолжение трубопровода «Голубой поток-1»). Существует возможность строительства нового морского газопровода через Средиземное море. Кроме того, рассматриваются варианты поставки российского газа в сжиженном или сжатом виде от побережья России либо Турции.
«Газпром» планирует создание южноевропейского коридора с использованием существующего газопровода «Голубой поток» по дну Черного моря до порта Самсун. В настоящее время разрабатываются проекты двух газопроводов. Первый пройдет по Турции с востока на запад и через пролив Босфор позволит поставлять газ в Европу (на север Италии). Второй газопровод протянется с юга Турции на север страны, соединив два порта на Черном и Средиземном морях — Самсун и Джейхан(7). Эта ветка позволит поставлять газ в Израиль. Проект будет осуществляться вместе с израильскими партнерами. До конца 2006 г. консорциум в составе «Газпрома» и венгерской MOL разработает технико-экономическое обоснование прокладки газопровода «Голубой поток-2».
«Газпром» уже начал работу по наращиванию объемов поставки газа по «Голубому потоку». В сентябре компания приступила к строительству в Саратовской области участка газопровода Петровск–Фролово, который станет новой веткой магистрали «Голубой поток». Параллельно начнется и сооружение компрессорной станции производительностью 75-81 млн куб. м газа в сутки.
Конкурирующим проектом по отношению к планам «Газпрома» расширить мощность газопровода «Голубой поток» из России в Турцию по дну Черного моря с продолжением его в Южную Европу, а также в Израиль является проект Nabucco. Стоимость строительства газопровода Nabucco протяженностью 3,3 тыс. км, который предполагает поставки газа из Центральной Азии через Турцию в Австрию, — около 4,6 млрд евро. Планируемая мощность газопровода — 26-32 млрд куб. м газа в год. Предполагается, что проект начнет функционировать в 2011 г. В проекте Nabucco принимают участие компании Botas (Турция), Bulgargaz (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия) и OMV Gas GmbH (Австрия). К участию в проекте приглашен индийский газовый монополист GAIL (India) Limited. Конкуренцию «Газпрому» в поставках газа и строительстве газовой инфраструктуры может составить другой крупный игрок, британская компания British Gas (BG), о возвращении которой на израильский рынок сообщалось в прессе.
В топливно-энергетическом балансе Израиля на долю нефти приходится около 67%, угля — 30% (в основном из Южной Африки), на долю природного газа — менее 1%. До 2004 г. газоснабжение в Израиле отсутствовало, газораспределительная сеть в стране до сих пор развита плохо. Хотя к 2010 г. Израиль планирует потреблять уже 8 млрд куб. м газа, в 2005 г. страна приобрела всего 1,5 млрд куб. м. Сейчас газ в Израиль поставляют американский консорциум Yam Thetis с местных израильских месторождений и израильско-египетская группа Eastern Mediterranean Gas — в виде СПГ из Египта. Во избежание монополизации рынка энергоресурсов Израиля за счет поставок египетского СПГ правительство инициировало проведение переговоров с российским «Газпромом» и британской BG с целью привлечения трубопроводного газа, который обходится потребителям на 30-50% дешевле СПГ.
Израиль не располагает значительными собственными запасами углеводородов. Доказанные запасы природного газа Израиля оцениваются лишь в 45 млрд куб. м. Добыча газа составляет около 100 млн куб. м. Ожидаемый рост потребности в природном газе обусловлен прежде всего перспективами развития электроэнергетики. По данным министерства инфраструктуры, к 2025 г. потребности в природном газе в Израиле составят около 11,5 млрд куб. м(8). Совместная разработка месторождений газа в Израиле также долгое время стояла на повестке дня, однако о конкретных совместных проектах ничего не сообщалось.
В ближайшие несколько лет Израиль намерен реализовать масштабные планы по развитию рынка газа в стране. К 2025 г. долю газа в энергобалансе планируется увеличить с менее чем 1% до 25%. По другим оценкам, при успешной реализации проекта доля газа в энергобалансе достигнет 50% уже к 2010 г. Для решения этой задачи будут построены магистральные газопроводы, распределительные сети низкого давления, новые электростанции на газе, подземные хранилища газа. Правительство Израиля выразило заинтересованность в участии «Газпрома» в данных проектах, в частности в сфере проектирования и строительства газовых сетей(9).
Еще в 2001 г. данные проекты были слишком далеки от реализации, да и Израиль не ощущал столь большой необходимости в газе. Так, в 2001 г. Авидор Либерман, министр инфраструктуры Израиля, утверждал, что российский газ не нужен Израилю в рамках проекта «Голубой поток»(10). По состоянию на 2006 г., Израиль заинтересован в поставках «Газпрома» в объеме 6-8 млрд куб. м в год, однако реальный объем поставок составит примерно 2,5 млрд куб. м. Израиль уже сейчас готов подписать соглашения на поставку газа в этом объеме на ближайшие 5-7 лет.
Очередной раунд переговоров по поставкам газа в Израиль состоялся в апреле 2006 г. Алексей Миллер и Эхуд Ольмерт пришли к соглашению по этому вопросу(11). Поставки российского газа и участие «Газпрома» в создании газовой инфраструктуры Израиля обсуждались во время визита в Израиль делегации ОАО «Газпром» во главе с председателем правления Алексеем Миллером в октябре, а также во время недавнего визита премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта в Россию. В начале октября «Газпром» подписал соглашение с израильской компанией BSG о проведении оценки стоимости проекта по строительству газопровода из Турции в Израиль через Кипр. Предварительная стоимость — 1,0-1,5 млрд долл.(12)
Помимо газопровода Израиль и Турция планируют осуществить масштабный проект в области инфраструктуры, который будет включать нефтепровод, водопровод и электрические сети. Весной с.г. речь шла о четырех подводных трубопроводах. Строительство трубопроводов для реэкспорта российской нефти и газа также сделает рентабельным сооружение водопровода из Турции в Израиль для удешевления поставок воды. Сегодня стоимость экспорта воды из Турции в два раза превышает затраты на ее опреснение внутри Израиля. Помимо этого Израиль, возможно, получит доступ к электрической сети Турции, что крайне важно для государственной безопасности. Дело в том, что сегодня израильские сети полностью изолированы от окружающих стран. Покупка турецкой электроэнергии даст Израилю выход на общеевропейские сети электрообеспечения. Израильская Eco-Eenrgy оценила проект в 1 млрд долл.(13) Значительную заинтересованность в строительстве такой сети трубопроводов высказывает и Индия, остро нуждающаяся в дополнительных поставках топлива.
Израиль и Россия оказались взаимовыгодными партнерами в области нефтяных поставок. Помимо того, что 50-60% (по другим оценкам, до 80%) нефти, потребляемой в Израиле, импортируется из России, Израиль также осуществляет перекачку российской нефти по своей территории для поставок в другие страны. С момента введения в действие в 2003 г. двустороннего проекта Израиль превратился в перевалочный пункт, связывающий Средиземное и Красное моря. Использование нефтепровода Ашкелон–Эйлат, связывающего теперь Европу и Азию, приносит прибыль обеим сторонам. Потребителями нефти, вывозимой из израильского порта Эйлат, являются Индия и Тайвань(14) . В израильской прессе отмечается, что в случае успешной реализации вышеупомянутых проектов страна также может стать посредником для продажи российского газа в другие страны Ближнего Востока.
Перспективы российско-израильского сотрудничества будут во многом зависеть от способности политических и деловых кругов обеих стран найти формы и способы взаимовыгодной кооперации, отвечающей национальным интересам. Такие препятствия для дальнейшего развития российско-израильской производственной кооперации, как недостаток юридических гарантий, недоработанная правовая база, высокие риски, уже преодолены. Нестабильность процесса экономических реформ в России больше не является существенным сдерживающим фактором. Экономические последствия кризиса 1998 г., принесшего крупные убытки и израильским предпринимателям, уже позади.
В сфере топливно-энергетической кооперации России и Израиль добились в качестве партнеров важных результатов. Достигнута принципиальная договоренность о поставках углеводородов, разрабатываются масштабные взаимовыгодные проекты. В перспективе сотрудничество в области ТЭК значительно увеличит объем двусторонней торговли и укрепит российско-израильские отношения.
1) The Jerusalem Post, 19 October 2006.
2) Ведомости, 20 February 2006.
3) Israel Business Arena: Three Russian energy cos interested in Oil Refineries, 25 January 2006.
4) Negotiations on Natural Gaz broken down, IPR Strategic Information Database, 27 November 1997.
5) «Газпром» дотянулся до Израиля, Коммерсант, 1 июня 2004.
6) «Газпром» и турецкая компания BOTAS достигли соглашения о реэкспорте российского газа в третьи страны, РИА Ореанда, 4 сентября 2004.
7) Коммерсантъ, 30 октября 2006.
8) Завершился рабочий визит в Израиль делегации ОАО «Газпром» во главе с предправления А.Миллером, WPS: Бизнес-Нефть, 3 июня 2004.
9) Израиль заинтересован в поставках газа «Газпрома» на долгосрочной основе, Интерфакс Нефтегазовое обозрение, 16 июня 2004.
10) Russian Oil & Gas Report, 7 September 2001.
11) Gazprom in offer to supply gas to Israel from 2011, International Gas Report, 24 March 2006.
12) Platts Commodity News, 17 October 2006.
13) ИА REGNUM, 3 May 2006.
14) Через две недели начнется перекачка российской нефти по территории Израиля. – СМИ, РИА Новости, 18 November 2003.