В среду президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибыл с кратким однодневным визитом в Тегеран. В столице Ирана турецкий лидер встретился со своим коллегой Хасаном Роухани и аятоллой Али Хаменеи. Основной темой переговоров стали события в Сирии и итоги референдума в Иракском Курдистане. Комментируя последний вопрос, Р.Т.Эрдоган вновь вернулся к критике Израиля. Президент Турции сказал, что: «нет другой страны, кроме Израиля, которая признала его. Референдум, проведенный организаторами в сотрудничестве с Моссадом, не имеет легитимности».
Своими словами Р.Т.Эрдоган явно стремился донести до первых лиц Ирана идеи, продолжающие тиражироваться турецкой прессой. Там вот уже вторую неделю распространяются сообщения, свидетельствующие, что имело место тайное соглашение между Израилем и президентом курдской автономии Масудом Барзани. В частности газета Yenia Akit сообщила, что Моссад якобы финансирует некий журнал, занимающийся продвижением курдско-израильского сближения.
Слова Р.Т.Эрдогана нашли поддержку у аятоллы А.Хаменеи. На переговорах он сообщил турецкому лидеру, что их страны должны объединиться перед лицом общей угрозы. А.Хаменеи согласился с тем, что попытки курдов обрести независимость очень напоминают процесс создания Израиля. Схожие взгляды Р.Т.Эрдоган выразил сразу после референдума. Между тем по поводу потенциала влияния израильских спецслужб он оказался более сдержан. По словам А.Хаменеи: «Соединенные Штаты и международные силы не заслуживают доверия и пытаются создать новый Израиль в регионе». Общее согласие при расхождении во взглядах на то, кто играет решающую роль в создании напряженной ситуации, делает возможное сближение Анкары и Тегерана ограниченным по времени существования и эффективности.
Израильская сторона фактически сразу после появления этих слухов публично заявила, что никакого отношения к подготовке референдума о независимости Иракского не имеет. На заседании кабинета министров 1 октября глава правительства Биньямин Нетаньяху заявил: «Израиль не принимал участия в курском референдуме, исключая лишь глубокую, естественную симпатию, которую народ Израиля на протяжении многих лет испытывал к устремлениям курдского народа». Эта фраза попала в большинство израильских печатных и электронных изданий. Любопытно, что в англоязычной он-лайн версии Haaretz она была опубликована с опечаткой, в которой вместо курдского говорилось о турецком референдуме. Будем думать, что по причине невнимательности, но журналисты обнажили один из главных страхов Р.Т.Эрдогана – проведение аналогичного голосования на территории, возглавляемого им государства.
Говоря о роли израильских секретных служб, Б.Нетаньяху подчеркнул: «те, кто поддерживает ХАМАС, хотят видеть Моссад повсюду», Тем самым повторив идеи, высказанные в сентябре. Тогда премьер-министр Израиля сказал: «Израиль выступает против РПК (Рабочая партия Курдистана – авт.) и считает ее террористической организацией, в отличие от Турции, которая поддерживает террористическую группировку ХАМАС».
Своими высказывания премьер-министр Израиля явно даёт понять, что не намерен мириться с антиизраильской риторикой в адрес государства даже в условиях договоренностей о нормализации отношений с Анкарой после их длительного разрыва. Вместе с тем его слова носят ответный характер и никакими действиями пока не подкреплены, хотя в политических кругах набирает популярность точка зрения, согласно которой Израиль, который ничего не получает от Турции, не должен делать ей никаких уступок, а вот курды, наоборот, могли бы служить опорой в регионе.
Одним из главных сторонников этой линии можно считать лидера партии «Еш атид» Яира Лапида, призвавшего Израиль признать итоги референдума. По его мнению, государство должно сократить зависимость от Анкары, для чего следует не только с умом выстраивать партнерские отношения, т.е. обратить внимание на курдов и Армению, но и не продолжать обсуждение совместного проекта в газовой отрасли. Справедливость поддержки курдской независимости разделяет израильский разведчик в отставке Элиэзер Цафрир и экс-министр внутренних дел Гидеон Саар.
Крепнет данная позиция и в экспертных кругах, о чем свидетельствует позиция сотрудника Центра по исследованию международных отношений имени Ицхака Рабина в Герцлии С.Францмана. По его мнению, надеяться на мир с Иорданией и Египтом сложно, т.к. они все чаще демонстрируют недружественное поведение в случае кризисных ситуаций. Независимый Курдистан, в свою очередь, станет аналогом Израиля, разделяющим схожие идеи относительно возможных друзей и врагов. Вместе с тем есть и противники такого подхода, к которым относятся отставные представители оборонных кругов, перешедшие в экспертное сообщество. Они полагают, что Израиль своими действиями настраивает регион против курдов, идущих на поводу у государства, а также усиливает критику в свой адрес. Эта позиция лишь укрепляет предположения о том, что государство сознательно или бессознательно способствует появлению своего подобия. Если Израиль традиционно обвинялся в том, что стал марионеткой в руках США, то независимый Курдистан удостоится аналогичной точки зрения о зависимой позиции, но уже от израильского правительства.
Пока Израиль занимает выжидательную позицию по отношению к курдской независимости и перспективам контактов с Турцией. Можно прогнозировать, что в ближайшее время под влиянием США и повышенного внимания к палестинскому вопросу она сохраниться. Первый фактор, заключающийся в следовании американской теории построения региональных союзов, видится более значимым по сравнению с опасениями создать прецедент для палестинцев.