На сентябрь 2017 года программы содействия Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) для Сирии и Ирака были профинансированы донорами лишь на 37% и 41% соответственно, исходя из потребностей текущего года.
Эти цифры заставляют задуматься: дети составляют значительную часть внутреннее перемещённых лиц и внешних мигрантов из Сирии и Ирака. Внутри Сирии, из 13.5 млн затронутых войной граждан насчитывается 6 млн детей. Кроме того, 2.5 млн из 5.1 млн официально зарегистрированных сирийских беженцев в соседних странах также составляют дети. Это данные Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) на 17 сентября. В Ираке ситуация похожая: из 11 млн пострадавших в войне численность детей составляет 5.1 млн.
Возникает вопрос: как при наличии столь масштабных потребностей в срочной помощи, требуемой для, пожалуй, наиболее уязвимой категории населения, доноры не имеют достаточной политической воли либо другой мотивации, чтобы в срок мобилизовать необходимые финансовые ресурсы. Ведь, не секрет, что помощь детям всегда являлась приоритетом в донорском содействии и достаточно легко «выбивалась» из бюджета, даже в сложные периоды финансового кризиса, когда официальная помощь развитию шла по нисходящей траектории. Отсюда можно предположить, что программы ЮНИСЕФ оказываются недостаточно эффективными и убедительными, а финансирование от доноров на помощь сирийским и иракским детям все-таки поступает, но по каким-либо альтернативным каналам (двусторонняя помощь, авторитетные международные НПО и пр).
В Сирии по линии ЮНИСЕФ реализуется комплексная программа содействия с общим бюджетом 1.4 млрд долларов США, направленная на повышение посещаемости в школах, раздачу гигиенических и санитарных средств, обеспечение защиты и психологической поддержки детей, целевую помощь бережённым женщинам и кормящим матерям. В совокупности, такого рода комплексную помощь получало на протяжении 2017 года не более 1.3 млн детей из 6 млн нуждающихся.
На отдельных направлениях результаты чуть лучше. В гуманитарном кластере обеспечения питьевой водой, санитарными и гигиеническими средствами ЮНИСЕФ смог охватить 3.7 млн человек.
В образовательном кластере, в первой половине 2017 года около 670 000 детей, включая 146 000 в заблокированных анклавах, посещали школу либо обучались на дому. Во втором полугодии 2017 г. планировалось существенно расширить охват и увеличить посещаемость, но данных пока нет.
В кластере здравоохранения и питания ЮНИСЕФ за текущий год обеспечила бесплатной терапевтической помощью 1.3 млн детей и матерей в 110 центрах и мобильных госпиталях по всей стране. 550 000 человек получили бесплатно медикаменты, в том числе из числа проживающих в районах с ограниченным гуманитарным доступом. Кроме того, реагируя на вспышку полиомиелита в стране, ЮНИСЕФ помог правительству повести национальную вакцинацию с охватом 2.5 млн детей младше 5 лет в марте-апреле 2017 г.
В важнейшем для сирийских реалий кластере детской защиты в 2017 году поведены специальные курсы по психологической защите, охватившие 150 000 детей. Специальные информационные кампании о рисках от взрывчатых веществ в ходе войны, крайне актуальные для Сирии, охватили 1.5 млн школьников в 11 провинциях.
В целом, следует иметь в виду, что около 300 000 из общего количества нуждающихся в помощи детей находятся в заблокированных террористами анклавах, прежде всего в Ракке, поэтому помощь поступает ограниченная.
Помимо этого, по линии ЮНИСЕФ оказывалась последовательная поддержка для сирийских детей, мигрировавших в соседние страны — Иорданию, Египет, Турцию, Ирак и Ливан. В Иордании ЮНИСЕФ работает с правительством в целях обеспечить доступ к универсальному образованию для 145 000 сирийских детей, в том числе проживающих в лагерях беженцев. В Ираке, где насчитывается более 100 000 сирийских детей-беженцев, включая 30 000 младше 5 лет, главный упор делается на обеспечении дефицитной питьевой водой, особенно детей, проживающих вне лагерей беженцев, а также профилактических мерах по предотвращению холеры и полиомиелита. В Ливане работа ЮНИСЕФ охватывает 547 000 сирийских детей и сосредоточена на содействии правительству в трёх секторах: вода, образование и детская защита. В Турции мигрировавших сирийских детей больше, чем где-либо и достигает 1.3 млн. Здесь лидирующую роль в общем гуманитарном содействии играет, разумеется, турецкое правительство, а в задачи ЮНИСЕФ входит, прежде всего, помощь правительственной инициативе «Нет потерянного поколения» в четырёх кластерах: образование, защита детей, молодежь и базовые потребности. В Египте, работа ЮНИСЕФ по содействию сирийских детям носит ограниченный характер: их общее число не превышает 39 000, и главный фокус — защита от насилия, поддержка детей-сирот и пр.
Что касается деятельности ЮНИСЕФ по содействию иракским детям, как внутренне перемещённым, так и беженцам, то в фокусе повышенного внимания был кластер здравоохранения, а также защита детей и их обеспечение водой, санитарными и гигиеническими средствами. Из требуемых в текущем году 161 млн долларов удалось мобилизовать около 100 млн. Наиболее масштабной интервенцией ЮНИСЕФ в Ираке стало содействие в проведении национальной кампании по вакцинации от полиомиелита, охватившей 5.7 млн детей, то есть даже больше общего количества пострадавших в войне (5.1 млн).
Основная деятельность ЮНИСЕФ в Ираке после освобождения Мосула в мае-июне 2017 года, смесилась на это направление. Здесь помощь оказывается более 500 000 временно перемещённым детям, особенно сиротам или потерявшим связь с родителями. Почти 2 млн комплектов с наиболее необходимыми средствами в рамках программы быстрого реагирования были распределены ЮНИСЕФ в первой половине 2017 года, в том числе для 1.1 млн детей.
Более 1.5 млн иракцев, включая детей получили доступ к чистой питьевой воде. Только в Западном Мосуле, который лишён чистой питьевой воды из-за загрязнения реки Тигр, ЮНИСЕФ поставляет питьевую (хлорированную) воду для 350 000 человек. ЮНИСЕФ также распределяет специальное питание детям младше 5 лет – 253 000 детей получили такую помощь в первой половине 2017 года.
Если рассматривать альтернативные ООН инструменты оказания содействия сирийским и иракским детям, то здесь можно отметить две ключевые группы игроков. Это национальные правительства и международные неправительственные организации гуманитарного профиля.
Разумеется, национальные правительства обеих стран, на которых лежит главная ответственность и которые, даже невзирая на сложнейший внутренний кризис, имеют высокую мотивацию и потенциал для решения стоящих проблем. Отчётливо при этом понимая перспективность и безусловность инвестирования в будущее поколение. Для этого правительства используют сложившиеся уже структуры гуманитарного содействия, прежде всего национальные агентства, аффилированные с международными организациями Красного Полумесяца и Красного Креста. Очевидно также, что вся помощь, которая поступает по линии ЮНИСЕФ и ООН в целом, является по сути (но не по объемам) вспомогательной и полностью встраивается в стратегию национального правительства. В силу специфики политической ситуации в Сирии, эта аксиома не совсем верна, ибо существенная часть гуманитарной помощи, в том числе детям, поставляется параллельно, через оппозиционные структуры. По мере запуска в Сирии политического процесса и проведения разделительных линий, очевидно, что проблема децентрализации гуманитарных поставок для сирийских детей, особенно в курдских районах и протурецких анклавах (Идлиб) будет становиться все более актуальной. В Ираке, с учетом особого статуса курдской автономии, именно местное правительство всецело координирует с ООН стратегию и поставки детской помощи.
Что касается международных неправительственных организаций, то наиболее масштабно и последовательно в Сирии и Ираке работает Save the Children («Спасём детей»), которая
В Сирии эта основанная в Великобритании в 1919 г., а ныне международная НПО помогает с начала конфликта. С 2012 года она оказала помощь 3.3 млн сирийцам, включая 2.1 млн детей. Пакеты помощи сирийским детям включают средства гигиены, медикаменты, питание, психологическую поддержку и механизмы защиты детей. Эффективность программ Save the Children в Сирии высока: разработанная специалистами инновационная программа психологической поддержки через образование и живопись, приносит конкретный результат, помогая социализации детей, пострадавших в войне, и их развитию через творчество. Другим приоритетным направлением является поддержка центров здоровья и родильных домов. В частности, ежемесячно в таких центрах получают помощь более 5000 детей. Другой пример — реабилитация более 14 школ в Сирии.
В Ираке Save the Children преимущественно помогает временно перемещённым детям и сирийским детям, размещенным в иракских лагерях для беженцев. Предлагаемые инструменты помощи столь же разнообразны, что и в Сирии: детская защита, образование, вода и санитарные услуги, продовольственная помощь. Географический охват также широкий: организация работает в северных и центральных регионах, имеет полевые офисы в Эрбиле, Киркуке, Дохуке, Сулеймании.
Таким образом, как видится, ооновские организации при лидерстве ЮНИСЕФ и международные неправительственные организации предлагают примерно одинаковый набор услуг и содействия сирийским детям в Ираке и Сирии. При этом программы ЮНИСЕФ, несмотря на серьёзное недофинансирование, являются достаточно эффективными, комплексными и охватывают более половины детей-бенефициаров. При этом, международные НПО по спектру услуг и масштабам охвата ничуть им не уступают, и даже являются более эффективными и конкретными в плане результатов. В то же время, они слабо координируются с правительственными усилиями и с трудом вписываются в национальные стратегии развития.
Очевидно также, что все имеющиеся механизмы помощи важны в равной степени, и ни одним не стоит пренебрегать. В то же время, в контексте сокращения финансовых вливаний западных доноров, в том числе в силу особых политических предпочтений, стоит ожидать дальнейшего сокращения поддержки Ираку и особенно Сирии, которые не относятся к числу приоритетных направлений. В этой связи, а также учётом явного дефицита финансовых ресурсов по линии ООН, основным гуманитарным акторам следует быть более разборчивыми и избегать дублирующих интервенций, стараясь взаимодополнять усилия друг друга и делать ставку на повышение эффективности детской помощи.