Наследный принц и министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман тайно посетил на прошлой неделе Израиль. Об этом сообщили в 10 сентября израильские СМИ (в частности радиостанция «Голос Израиля» на арабском языке) со ссылкой на источники в ОАЭ и в Саудовской Аравии. При этом было сообщено, что упомянутая новость появилась и в СМИ большинства арабских государств. Однако когда израильские журналисты обратились к представителям официальных государственных инстанций Израиля с просьбой прокомментировать это сообщение, канцелярия премьер-министра и Министерство иностранных дел Израиля, как это нередко бывает в подобных случаях, воздержались от каких-либо комментариев и даже отказались просто подтвердить или опровергнуть его. Таким образом, в самом Израиле о визите Мухаммеда бен Сальмана было сообщено исключительно со ссылкой на зарубежные источники.
Уместно упомянуть о том, что принц Мухаммед бен Сальман считается сейчас самым сильным человеком в королевстве (помимо поста министра обороны, он занимает также посты второго заместителя премьер-министра, главы Королевского суда и председателя Совета по экономическим вопросам и развитию страны). Как сообщается, в ходе поездки в Израиль его сопровождала целая делегация, состоявшая из высокопоставленных лиц, главным образом – из представителей командования саудовской армии и спецслужб. Особо отмечается, что среди них был и отставной генерал Анвар Ашаки, который в прошлом (летом 2016 года) уже посещал Израиль.
Согласно оценкам, высказанным сотрудниками разведки ОАЭ, саудовцы сталкиваются настоящее время с серьезными экономическими трудностями, и потому нуждаются в ссудах от Международного валютного фонда (МВФ) и от Всемирного банка. И именно это подталкивает их сейчас начать практические попытки двинуть вперед процесс официального признания Израиля, что является в данном случае одним из условий утверждения таких ссуд со стороны МВФ и Всемирного Банка.
Однако, исходя из нынешней военно-политической обстановки на Ближнем Востоке, трудно поверить в то, что упомянутый тайный визит министра обороны Саудовской Аравии и делегации высокопоставленных офицеров саудовской армии и спецслужб в Израиль состоялся лишь по сугубо экономическим причинам. Сейчас, в разгар противостояния между суннитами и шиитами, в котором на данном этапе, судя по событиям в Сирии и Ираке, сунниты терпят поражение, еврейское государство, однозначно и открыто являющееся врагом шиитского Ирана, не может не восприниматься Саудовской Аравией и другими суннитскими арабскими государствами в качестве естественного союзника в борьбе с шиитской коалицией, возглавляемой Ираном. Тот факт, что Израиль является, благодаря своей военной, технологической и экономической мощи, региональной сверхдержавой, усиливает привлекательность союза с ним, вопреки глубоко укорененной в массовом сознании арабов-мусульман ненависти к самой идее существования независимого еврейского государства.
Косвенно на то, что упомянутый визит саудовского министра обороны в Израиль действительно имел место, указывает заявление сделанное премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху в минувшую среду, 6 сентября. Выступая на торжественном мероприятии в честь приближающегося еврейского Нового года (праздник Рош га-Шана, который в этом году начинается вечером 20 сентября) в Министерстве иностранных дел, Биньямин Нетаньяху, являющийся одновременно министром иностранных дел Израиля, сказал, что отношения Государства Израиль с арабскими государствами находятся сейчас на пике всех времен и что сотрудничество Израиля с арабским миром сейчас теснее, чем когда бы то ни было прежде.
«То, что фактически происходит в отношениях (Израиля – В.Ч.) с блоком арабских стран, не происходило в нашей истории даже тогда, когда мы подписывали договоры (имеются в виду договоры о мире и установлении дипломатических отношений между Израилем с одной стороны и Египтом и Иорданией с другой – В.Ч.). На практике это сотрудничество, осуществляющееся различными путями и на разных уровнях, еще не пересекло уровня открытости, — сказал в частности Биньямин Нетаньяху, — но то, что происходит ниже уровня открытости, это намного больше, чем было в любой другой период». По словам премьер-министра Израиля, интенсивное развитие внешнеполитических связей Израиля стало возможным благодаря его экономической и военной мощи. «Мы развиваем два этих потенциала, которые вместе приводят нас к третьему потенциалу — мы развиваем в рамках целенаправленной политики наш экономический и технологический потенциалы, которые в свою очередь позволяют нам развивать военный и разведывательный потенциал Израиля, и именно их сочетание дает нам политическую мощь, — так сформулировал премьер-министр Израиля принципы построения своей внешней политики, в частности – в отношении арабских государств».