О подписании мирного соглашения в Судане

9 января 2005 года в столице Кении Найроби правительство Судана в лице вице-президента республики Али Османа Мохаммеда Таха и действующее на юге страны Суданское народно-освободительное движение (СНОД) в лице его руководителя и командующего Суданской народно-освободительной армией (СНОА) Джона Гаранга подписали Всеобщее мирное соглашение («соглашение Найваша», названное так по кенийскому городу, где проходили переговоры). Этот документ положил формальный конец гражданской войне в Судане, которая продолжалась с 1983 года и была самой долгой в Африке. В ходе военных действий погибли до двух миллионов суданцев, а примерно четыре миллиона человек стали беженцами.

Подписанное в Найроби соглашение стало последним шагом в длительном (с июля 2002 г.) переговорном процессе, в ходе которого центральное суданское правительство и СНОД согласовали и подписали 12 отдельных соглашений и протоколов по различным аспектам урегулирования конфликта на юге страны, по государственному устройству Судана на переходный период и по вопросам обеспечения безопасности (см. Приложение).

В соответствии с достигнутыми договоренностями, с 1 июля 2005 года устанавливается шестилетний переходный период, по прошествии которого в южных провинциях Судана, где проживает преимущественно негроидное население, исповедующее местные верования и христианство, будет проведен референдум. В ходе голосования южане должны будут определиться, оставаться им в составе Судана или провозгласить собственное независимое государство. Референдум будет проходить под контролем международных наблюдателей.

На переходный период южные провинции получат особый автономный статус, а руководитель СНОД/СНОА Дж. Гаранг займет пост «главного» вице-президента Судана. В центральном правительстве выходцы из южных провинций получат 30% постов. Законы шариата будут действовать только на мусульманском Севере. Доходы нефтедобывающей отрасли стороны договорились распределять в пропорции 50:50. Правительственные войска предполагается вывести из районов, отходящих под управление администрации южан, в течение двух с половиной лет, а формирования СНОА должны покинуть северные районы Судана через восемь месяцев. Одновременно Дж. Гаранг заявил, что урегулирование проблем с действующими на Юге вооруженными группировками, оппозиционными СНОД/СНОА, будет происходить в рамках диалога «Юг-Юг».

Достижение мирного соглашения между суданским правительством и СНОД/СНОА стало очень важным шагом на пути урегулирования южносуданского конфликта. Вместе с тем анализ документов, подписанных сторонами в 2002-2005 годах, показывает, что они в значительной (но все же, как думается, пока еще не в окончательной) степени предопределяют будущее разъединение Судана на два самостоятельных государства — северное арабо-мусульманское и южное негроидное. Отметим, что еще в феврале 1999 года президент Судана Омар аль-Башир впервые сообщил о готовности пойти на предоставление независимости Югу, если это положит конец гражданской войне. «Выбор в пользу отделения с заключением мира лучше, чем единство в условиях продолжающейся войны», — заявил глава государства. Однако влиятельные силы, оппозиционные нынешнему режиму, прежде всего исламисты, возглавляемые небезызвестным Хасаном ат-Тураби, выступают за сохранение единого суданского государства. К тому же потеря богатого природными ресурсами Юга нанесла бы серьезнейший экономический ущерб Северу. Ведь кроме нефти здесь сосредоточены значительные запасы природного газа, урана, золота и некоторых других полезных ископаемых.

Египет, хотя и приложил заметные усилия к прекращению гражданской войны в Судане, выступает против его разделения на два государства — в основном из-за опасений, что Юг, получив независимость, потребует пересмотра соглашения о разделе вод Нила, которое вполне устраивает Каир.

Первым испытанием на прочность для мирного соглашения станет его утверждение суданским парламентом и Советом южных племен. При этом оба законодательных органа не могут вносить в текст соглашения какие-либо изменения, а должны его целиком одобрить или отвергнуть. В парламенте республики имеются влиятельные противники договора из числа депутатов-клерикалов, которые постараются всячески затянуть его ратификацию.

После ратификации мирного соглашения суданским законодателям необходимо будет весьма оперативно внести соответствующие поправки в конституцию страны по вопросам, касающимся предоставления автономии Югу, ограничения действия законов шариата и др. Кроме того, центральному правительству и руководству СНОД/СНОА потребуется весьма оперативно разработать документы для конкретных мероприятий по реализации достигнутых договоренностей в политической, экономической, военной и других сферах. Сейчас трудно сказать, будет ли все это сделано к 1 июля 2005 года — дате начала переходного периода.

Подписание суданского мирного соглашения получило широкое одобрение как в Африке, так и в мире в целом, в том числе в России. Многие государства — Кения, Уганда, Эфиопия, Ливия, Египет, США — приложили немало усилий для того, чтобы остановить гражданскую войну на юге Судана и помочь конфликтующим сторонам урегулировать многочисленные противоречия и проблемы путем диалога.

В Совете Безопасности ООН в настоящее время готовится план размещения в Судане на переходный период миротворческого контингента для мониторинга ситуации, касающейся соблюдения и реализации в этой стране положений мирного соглашения. Оценочно его численность должна составить 10 тыс. человек. Изучается также вопрос об оказании международной гуманитарной и экономической помощи Судану для восстановления районов, находившихся в зоне военных действий, и общего подъема экономики страны.

Несомненно, что подписание мирного соглашения между правительством и СНОД/СНОА создало условия для нормализации ситуации в южных районах страны, однако не привело к общей стабилизации обстановки в республике. Продолжается (с февраля 2003 г.) и пока не имеет заметных реальных шансов на положительное разрешение кровопролитный вооруженный конфликт на западе Судана, в регионе Дарфура. Здесь война идет между арабскими вооруженными ополченцами «Джанджавид» и поддерживающими их правительственными силами, с одной стороны, и вооруженными группировками «Суданской освободительной армии» и «Движения справедливости и равноправия», выступающими за предоставления местному негроидному (мусульманскому) населению широкой автономии в административных, экономических и социальных вопросах, — с другой. В ходе этого конфликта уже погибли более 70 тыс. мирных жителей, а около полутора миллионов человек стали беженцами, из них до 150 тыс. нашли прибежище в соседнем Чаде.

Переговоры между представителями правительства и повстанческих группировок из-за неуступчивости их участников постоянно прерываются, а достигнутые соглашения систематически нарушаются обеими сторонами. Не имеют успеха и посреднические усилия в рамках как Африканского союза, так и других международных организаций. В итоге дарфурский конфликт принял затяжной характер без серьезных перспектив скорого урегулирования. Более того, он стал приобретать форму гуманитарной катастрофы. США и ряд стран Западной Европы обвиняют Хартум в потворстве деятельности вооруженных формирований «Джанджавид», действия которых зачастую представляют, по сути, настоящие этнические чистки в отношении населения Дарфура.

Еще одной сложной проблемой Судана являются противоречия арабов с нубийцами и беджа, проживающими на севере и в центре республики. Эти народы, в первую очередь наиболее многочисленные нубийцы, выступают против насильственной арабизации и введения ортодоксального ислама. С другой стороны, они не нашли общего языка с южанами, хотя и поддерживали их в борьбе с Хартумом. Нубийцы выступают против отделения Юга, считая, что это может еще больше осложнить их собственное положение: они окажутся один на один с культурной, национальной и религиозной нетерпимостью арабов, ведь нубийцы в случае раздела страны останутся на Севере, так как территория их проживания географически не относится к Югу.

Таким образом, на обозримую перспективу основной проблемой национальной безопасности Судана по-прежнему будет сохранение единства и территориальной целостности страны, а доминирующим вопросом здесь станет практическая реализация Всеобщего мирного соглашения 2005 года. Вместе с тем, как видится, официальный Хартум попытается сделать все возможное для сохранения единого суданского государства в его нынешних границах. Одновременно сохранится тенденция продолжения противоборства, в том числе вооруженного, между центральными властями и оппозиционными группировками в Дарфуре. Не исключено также постепенное обострение нубийской проблемы.

Приложение: Краткое содержание Соглашений и протоколов, подписанных правительством Судана и руководством СНОД/СНОА в 2002-2004 годах.

1. «Протокол Махачу» от 20 июля 2003 года представляет собой договоренность между центральным правительством и СНОД/СНОА об установлении шестилетнего переходного периода, в течение которого Южный Судан будет обладать автономным статусом и возможностью равноправного участия в центральных органах власти. После окончания срока переходного периода жители Юга под международным наблюдением получат право проголосовать за сохранение своего региона в составе единого Судана или за отделение от него. Обе стороны также согласились на мирное урегулирование всех имеющихся проблем.

2. Соглашение от 25 сентября 2003 года о поддержании безопасности в переходный период. Документ предусматривает создание после подписания мирного соглашения совместных военных формирований численностью 24 тыс. человек (по 12 тыс. человек от каждой стороны). При этом правительственные Суданские вооруженные силы (СВС) и СНОА останутся отдельными военными структурами, но формально будут считаться составными частями Суданских национальных вооруженных сил. Намечено сокращение численности армий обеих сторон. Существование в стране других вооруженных формирований, кроме СВС и СНОА, не предусматривается.

3. Соглашение от 7 января 2004 года о распределении доходов от добычи природных богатств страны на время, предшествующее переходному периоду, и на переходный период. Документ касается доходов от добычи нефти и других полезных ископаемых. Предусматривается выделение средств на послевоенное восстановление южных районов Судана и других регионов страны, пострадавших в ходе военных действий. Доходы от добычи нефти будут распределяться между Севером и Югом в пропорции 50:50. В документе говорится о создании двух банковских систем для Севера и Юга, хотя формально Банк Южного Судана будет считаться филиалом Центрального банка Судана.

4. Протокол от 26 мая 2004 года о разрешении конфликта относительно принадлежности территории Абьей. Документ предусматривает предоставление этой территории на переходный период особого административного статуса. В законодательном органе Абьея 55% мест будет принадлежать сторонникам Центра, а 45% — южанам. По окончании переходного периода жители территории должны проголосовать за то, чтобы Абьей оставался районом со специальным административным статусом в составе Севера или стал частью провинции Бахр эль-Газаль на Юге. Доходы от добычи нефти в Абьее будут в основном распределяться между правительствами Севера и Юга, а небольшая их часть передаваться на нужды регионов.

5. Протокол от 26 мая 2004 года о разрешении конфликта в провинциях Южный Кордофан/Нубийские горы и Голубой Нил. Документ определяет, что на время переходного периода в законодательных органах этих административных единиц 55% мест будет отведено сторонникам Центра (проправительственному Национальному конгрессу), а 45% — сторонникам СНОД.

6. Протокол от 26 мая 2004 года о создании национального правительства с участием представителей Севера и Юга и отдельного правительства Южного Судана, о конституции Южного Судана и государственном устройстве страны на переходный период. Документ предусматривает в качестве главы государства президента республики, который назначает двух вице-президентов (одного южанина). Создается двухпалатный центральный парламент, состоящий из Совета провинций и Национальной ассамблеи. Парламентские выборы намечено провести в конце третьего года переходного периода. На немусульманское население не будут распространяться законы шариата. Всем суданцам будет гарантирована свобода вероисповедания, предоставлены свобода собраний и право голоса.

7. Протокол от 31 декабря 2004 года о разделении власти. Документ представляет собой составную часть Всеобщего мирного соглашения от 9 января 2005 года и подтверждает все шесть вышеперечисленных соглашений и протоколов. Протокол также определяет порядок ввода в действие Всеобщего мирного соглашения.

8. Меморандум о взаимопонимании от 15 октября 2002 года по вопросу о прекращении огня. Согласно этому меморандуму, суданское правительство и руководство СНОД/СНОА обязались прекратить огонь, отказаться от проведения военных операций и начать мирный диалог с целью достижения политического урегулирования суданского конфликта.

9. Меморандум о взаимопонимании от 18 ноября 2002 года по вопросам структуры правительства. Этот документ расширяет рамки меморандума о прекращении огня от 15 октября 2002 года и подтверждает обязательство сторон достичь мирного урегулирования суданского конфликта. Стороны согласились также на проведение свободных выборов во время переходного периода, создание правительства национального единства и двухпалатного центрального парламента.

10. Приложение к Меморандуму о взаимопонимании от 9 февраля 2003 года по вопросу о прекращении огня. Документ дополняет меморандумы о взаимопонимании от 15 октября и 18 ноября 2002 года и обязывает правительственные силы и СНОА решать все возникающие спорные вопросы и разрешать возникающие инциденты в специальном Комитете меморандума о взаимопонимании. Кроме того, обе стороны обязаны предоставлять инспекторам Группы мониторинга и верификации возможность проводить проверки в соответствии с положениями меморандумов о взаимопонимании.

11. «Декларация Найроби» от 5 июня 2004 года. Документ подтверждает все ранее подписанные сторонами соглашения и протоколы и объявляет о вступлении мирного процесса в Судане в заключительную стадию.

12. Соглашение от 31 декабря 2004 года о постоянном прекращении огня и порядке обеспечения безопасности. Документ подтверждает все ранее подписанные соглашения и протоколы о прекращении огня, о вооруженных силах, демобилизации, разоружении, воссоединении и примирении суданского народа. При этом прекращение огня не распространяется на регион Дарфура. Предусмотрено создание различных комитетов и других рабочих органов с целью реализации положений данного соглашения. В заключительной части документа говорится о необходимости нормализации гуманитарной ситуации и положения дел в сфере безопасности в Дарфуре.

54.06MB | MySQL:107 | 0,533sec