Министр торговли и промышленности Кувейта Халед Рудан заявил в среду, 18 января о «положительной важной роли в улучшении экономического сотрудничества с Ираком», которую, по его мнению, сыграет новый кувейтский портовый терминал «Аль-Мубарак», строительство которого ведется на острове Бубиян в непосредственной близости от границы с Ираком. Заявление кувейтского министра совпало по времени с новостью из Эрбиля, где союз торгово-промышленных палат Региона Курдистан объявил о том, что «те кувейтские компании, которые изъявят желание инвестировать в регион, получат особые условия работы, прежде всего, касающиеся сохранения ими в собственности 100% вкладываемых капиталов». Иными словами, они останутся кувейтскими без каких-либо долей, или спонсоров с местной стороны. По сообщению кувейтского новостного агентства КУНА, на встрече между министром торговли и промышленности эмирата и председателем совета ТПП Региона Курдистана Дарой Хайятом и сопровождающей его делегацией, первый положительно охарактеризовал развитие торговых отношений с Ираком в предшествующий период, указав, на то что это благоприятным образом сказалось на оздоровлении общей остановки в соседней стране. Министр рассказал, что двусторонние переговоры затрагивали проблемы развития торговли и перемещения товаров и услуг между Ираком и Кувейтом, в том числе, пути и способы интенсификации сотрудничества с Регионом Курдистан, причем особое внимание уделялось развитию проектов в тех областях, где преобладают не нефтегазовые производства, а именно, строительство, легкая и пищевая промышленность и информационные технологии, поскольку и Кувейт, и курдская автономия заинтересованы в диверсификации своих экономик, в значительной степени, опирающихся на нефть и газ. Резюмировав итоги встречи с представителями Региона Курдистан, Х.Рудан сообщил, что «были определены те области, где стороны нашли общий интерес и будут развивать сотрудничество», вновь упомянув о кувейтском проекте нового порта «Аль-Мубарак», как о «важном механизме в упрочивании двусторонних связей».
В ответном заявлении Д.Хайята говорится о тех преференциях, которые получат инвесторы из эмирата, в том числе о введении в отношении них упрощенной процедуры регистрации, сохранения в собственности 100% создаваемых в регионе бизнесов, а также о положительном налоговом климате, способствующем торговле после введения в 2016 г нового таможенного кодекса в Ираке и пересмотра ряда тарифов на импортируемые товары.
Возвращаясь к порту «Аль-Мубарак», о котором упомянул кувейтский министр, то начало его сооружению было положено 6 апреля 2011 года на острове Бубиян, в непосредственной близости от границы с Ираком, и ровно спустя год, после того как Министерство транспорта Ирака начало проект строительства нового большого морского порта на полуострове Фао. Тогда между соседними странами едва не вспыхнул конфликт. Дело в том, что Ирак, располагает крайне ограниченным выходом в море (Персидский залив). По сути, два иракских порта: Басра и Умм-Каср являются основными экспортными воротами для страны, ежегодно переваливая сотни тысяч тонн различных грузов, с их же нефтяных терминалов идет отгрузка на экспорт иракской нефти и, добавившегося к ней недавно, сжиженного газа. Возможно, в Кувейте и правы, считая, что их новый порт поможет развитию торговых отношений с Ираком и, безусловно, на своей территории могут строить что хотят и где хотят, но иракская претензия касательно затруднений для судоходства в и без того узких и мелких водах по близости от проливов, вернее, лагун, Кхор Алла и Кхор Зубейр, ведущих к иракскому порту (и единственной военно-морской базе) Умм –Каср, появись там новый порт со всей обвязкой, а главное, рейдовой стоянкой, справедлива. Для Ирака новый кувейтский порт станет не «союзным», а затычкой в и без того тесных фарватерах северной части Залива.
На встрече министров иностранных дел обеих стран в ноябре 2016 г. этот вопрос не обсуждался ввиду двух обстоятельств, между Ираком и Кувейтом и так достаточно болезненных тем, тех же репараций после войны 1990 г., да и сами работы в обеих портах ведутся ни шатко, ни валко – сказывается и падение цен на нефть и сложность самого района, поскольку и остров Бубиян и полуостров Фао представляют собой заболоченные наносные массивы некогда бывшей дельты все той же реки Шатт эль-Араб, менявшей свое русло у впадения в Персидский залив. Любые гидротехнические работы там требуют специального оборудования и крайне сложны. Но сам вопрос никуда не делся, и, напомним, что некогда именно географическое расположение острова Бубиян, послужило одним из поводов для иракского вторжения в Кувейт, ставшего помимо всего прочего для Ирака «окном в мир».
Показательна, по нашему мнению, в этой связи та повестка дня, на которой был озвучен вопрос порта «Аль-Мубарак». Прекрасно зная непростые отношения между Эрбилем и Багдадом, Кувейт, тем не менее, идет на развитие прямых связей с курдской автономией, собираясь вкладывать туда, пускай и несколько менее скромные, по нынешним временам, но, деньги, будет создавать там производства и приобретать собственность, которые при определенном развитии ситуации могут стать заложниками конфронтации между Регионом Курдистан и центральными властями. Насколько сознательно идут на это власти эмирата, и руководствуются ли они и в вопросе с сотрудничеством с Эрбилем, и в вопросе сооружения порта «Аль-Мубарак» только экономическими или иными соображениями, покажет дальнейшее развитие событий.