По данным Российского центра (РЦ) по примирению враждующих в Сирии сторон, в течение прошедшей недели был зафиксирован 421 обстрел со стороны группировок, причисляющих себя к вооруженной оппозиции. Обстрелы отмечались в провинциях Дамаск, Латакия, Алеппо, Хама, Дераа, Эль-Кунейтра, Эс-Сувейда. Это заметно выше такого же высокого показателя предыдущей недели (340).
Авиация ВКС России в течение недели работала по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-нусра»/«Джебхат Фатх аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Алеппо, Хомс, при этом удары по району г.Алеппо не наносились.
3 октября Минобороны РФ сообщило о потере вертолета ВКС в провинции Хомс. Согласно видеозаписи, появившейся в интернете, и данным военного ведомства, сначала один из вертолетов совершил вынужденную посадку. Рядом приземлился второй вертолет. Скорее всего, он принял на борт экипаж первого и поднялся в воздух. Сразу после этого огнем с земли был поражен первый вертолет. Его экипаж не пострадал и был доставлен на авиабазу «Хмеймим».
Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Алеппо, Идлиб, Хама, Хомс.
В частности, 30 октября на севере провинции Хама ударом с воздуха уничтожена автоколонна группировки «Джейш аль-Фатх», в составе которой было свыше 10 внедорожников с пулеметами.
В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов и их союзников в ряде провинций страны.
В течение недели провинция Алеппо оставалась ареной наиболее напряженных боевых действий.
30 октября стали известные первые итоги наступления боевиков альянса «Джейш аль-Фатх» на западные и юго-западные районы г.Алеппо, начавшегося 28 октября и захлебнувшегося в крови к 31 октября. По данным сирийской прессы, за два дня боев были уничтожены порядка 500 боевиков. За это время боевики предприняли до 10 попыток атаковать позиции правительственных сил. В них участвовали до 16 тысяч человек.
В район боев на западе г.Алеппо 1 ноября отмечено прибытие подразделений элитной бригады «Ястребы пустыни», а также нескольких танков Т-90.
3 ноября боевики из группировки «Джейш аль-ислам» вновь попытались атаковать западные районы г.Алеппо, находящиеся под контролем правительственных сил, и в частности, район Халаб аль-Джадида. Эта атака была отбита. 3 ноября в этот район для подкрепления правительственных сил прибыла большая автоколонна с бойцами палестинского формирования «Лива аль-Кудс».
В городе Алеппо 4 ноября с 9 часов утра начала действовать 10-часовая гуманитарная пауза. В середине дня у одного из гуманитарных коридоров в результате обстрела со стороны боевиков легкие ранения получили 2 российских офицера. Как и в предыдущих случаях введения гуманитарных пауз, ни боевики, ни мирные жители не воспользовались ими.
К востоку от г.Алеппо 31 октября правительственные силы атаковали позиции формирований ИГ в районе Шейх Лотфи, где находится международный аэропорт.
В провинции Хама к северо-востоку от г.Ас-Саламия 1 ноября отражена атака боевиков из группировки «Джейш аль-Фатх» на позиции правительственных сил. Тем самым сорвана попытка боевиков перерезать автодорогу между провинциями Хама и Алеппо.
На севере провинции 3 ноября правительственные силы в ходе наступления на город Тайбат аль-Имам установили контроль над районом Таль Масин, выбив оттуда боевиков группировки «Джейш аль-Фатх». В тот же день отбита попытка боевиков проникнуть в административный центр провинции. 4 ноября правительственные силы вышли к окраинам городов Морек и Лахайя.
На юге провинции 3 ноября сирийские военные захватили склад с химическими боеприпасами. Не исключено, что именно с ними придется поработать группе российских экспертов по химическому оружию с тем, чтобы определить его происхождение. Об отправке такой группы сообщило Минобороны РФ.
В провинции Дамаск в Восточной Гуте после ожесточенных боев с формированиями группировки «Джейш аль-ислам» правительственные силы к 31 октября установили контроль над значительной частью района Таль Курди и промышленной зоной Аль-Маамель.
Там же 3 ноября правительственные силы вели наступление на города Аш-Шифуния и Ар-Рейхан.
В Западной Гуте после ожесточенных боев с формированиями группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» к 31 октября установлен полный контроль над важной в тактическом отношении автодорогой между городом Ашрафия аль-Абассия и регионом Аз-Заарура.
Там же в боях против формирований группировок «Джебхат Фатх аш-Шам» и «Ахрар аш-Шам» правительственные силы 3 ноября установили контроль над районом Хирбет аль-Аббасия. Ход событий в Западной Гуте говорит о неминуемости штурма правительственными войсками города Хан аш-Шейх. При этом не исключено, что будет достигнута договоренность, что боевики без сбоя сдадут город в обмен на их беспрепятственный уход в провинцию Идлиб.
В провинции Дейр эз-Зор 3 ноября отбита атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил к востоку от осажденной авиабазы. В этом же месте атака была повторена 5 ноября, и вновь правительственные силы отбили ее.
На востоке провинции Хомс 30 октября отбита атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил у района нефтедобычи Аль-Махер. Джихадисты повторили атаку 5 ноября. Она была также отбита. При этом боевики потеряли до 30 человек убитыми.
В этой же провинции 3 ноября отбита атака боевиков ИГ на позиции правительственных сил у города Джеб аль-Джарра.
В административном центре провинции Дераа 30 октября нанесен ракетный удар по региональному командному пункту группировки «Джебхат Фатх аш-Шам», находившемуся в квартале Аль-Карак. В результате удара уничтожены десятки боевиков, включая несколько полевых командиров.
На севере провинции 31 октября отражена атака боевиков группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» на позиции правительственных сил близ города Ибта. При этом уничтожены до 50 боевиков.
Там же формирования нескольких группировок 1 ноября совместно атаковали позиции правительственных сил. При отражении атаки уничтожены до 90 боевиков. В атаке участвовали формирования группировок «Аль-Мухаджирун», «Аль-Ансаар», «Джебхат Фатх аш-Шам», «Фалуджа Хуран», «Джейш аль-Ярмук», «Бейт аль-Макдис», «Лива аль-Карама», «Муджахиди Хуран», «Лива ар-Радаа», «Ахрар Нава», «Аль-Мутаз Белла», «Джунд аль-Малахам». Координацию действий боевиков осуществлял командный пункт группировки «Джебхат Фатх аш-Шам».
3 ноября представитель группировки «Сил демократической Сирии» (СДС) Талаль Селло заявил, что курдские формирования поведут наступление на Ракку самостоятельно, без участия Турции, а значит, и протурецкой Сирийской свободной армии. По его словам, вопрос об этом урегулирован с командованием международной коалиции во главе с США.
5 ноября депутат сирийского парламента Джамаль Рабаа сообщил, что к этой дате формирования СДС стали действовать по единым планам с командованием сирийской армии. По его словам, сейчас речь идет о переформировании курдско-арабского альянса СДС в новую группировку под названием «Силы народного сопротивления» (СНС), где, как предполагается, будет обеспечено более широкое присутствие различных этно-конфессиональных группировок.
5 ноября Генштаб турецкой армии сообщил, что за предыдущие сутки турецкие военные атаковали 71 объект группировки ИГ на севере Сирии. По его данным, при этом были уничтожены 5 боевиков ИГ, погибли 5 бойцов поддерживаемых Турцией оппозиционных сил и 1 солдат турецкой армии.
Армия Турции 24 августа начала на севере Сирии операцию «Щит Евфрата». Заявленной целью которой является зачистка от «террористов» территории площадью 5 тыс. кв км и создания там зоны безопасности для размещения беженцев. Под «террористами» в Анкаре подразумевают не только боевиков ИГ, но и бойцов курдских формирований.
В целом – если информация о появлении СНС подтвердится — понятно стремление Дамаска в условиях нехватки бойцов у правительственных сил сплотить вокруг себя некоторые другие формирования на почве борьбы с общим врагом. Если это в какой то мере получится, может сложиться более выгодный для Дамаска расклад сил в битве за Алеппо, в которой пока решительного перелома не произошло.