Несмотря на то что, регион Ближнего Востока в последние годы продолжает оставаться одной из горячих точек нашей планеты, зарубежный туризм здесь не перестает набирать обороты, а скорее, наоборот, со временем становится все более и более популярным, продолжая притягивать миллионы туристов со всех концов света. Слишком уж много всего сошлось на этой части земли. Народы, религии, города, замки, мечети, храмы — все это живая память о выдающихся событиях прошлого, следы практически всех цивилизаций, когда-либо населявших регион.
Своеобразным столпом среди туристических держав Востока стоит, безусловно, Египет. В «Страну пирамид» иностранные гости приезжают круглогодично, однако, массовый туристический сезон начинается в феврале. 2003-й год тоже не стал исключением. Среди тех, кто прилетает чартерными рейсами, большое количество гостей из России, что впрочем, для Египта уже давно не является неожиданностью. После моды на Турцию и Кипр в середине 90-х, российский турист добрался до Египта, прочно здесь поселился и думается не скоро покинет родину пирамид, сфинксов и многокилометровых пляжей Красного и Средиземного морей. К тому же тенденция увеличения численности российских туристов налицо, что подтверждают цифры. Согласно данным египетской государственной организации туризма, число туристов из России, посетивших Египет в 2002 году, увеличилось за последние семь лет почти в 10 раз. Если в 1995 году в Египте побывали 70 тысяч россиян, то в 2002 — более 600 тысяч. По мнению египтян, российский рынок — один из самых многообещающих для развития туристической индустрии в стране.
За последние несколько лет российский турист доказал, что он самый верный турист, особенно в те времена, когда в силу разных причин туристический сектор Египта оказывался в тисках кризиса. После кризисов 1997 года, когда в Луксоре экстремистами были убиты 58 туристов, и 2001 года вследствие терактов 11 сентября в США и начала антитеррористической операции в Афганистане, именно туристы из России и СНГ буквально спасли эту бюджетообразующую отрасль Египта, продолжая прибывать на отдых. В первые несколько месяцев 2003 года до начала войны в Ираке, когда напряженность в регионе нарастала с каждым днем, почти треть иностранных туристов, приезжающих в Египте, также составляли россияне.
Разумеется, война в Ираке не могла не сказаться на состоянии турбизнеса. Однако, вопреки пессимистическим прогнозам, серьезных последствий удалось избежать. Помогло и быстрое окончание войны и предпринимаемые египетскими властями меры для поддержания внутренней безопасности страны. К тому же события в Ираке пришлись на период начала туристического сезона, что с весенним притоком иностранных гостей, в целом сгладило впечатления от кризиса. Оптимизм звучал и в словах египетского министра туризма Мамдуха аль-Бельтаги, заявившего вскоре после начала боевых действий, что его ведомство надеется с честью выйти из этого нелегкого положения, поскольку «египетская индустрия туризма не раз демонстрировала чудеса живучести и переносила десятки кризисных ситуаций».
Но уже в конце лета стало очевидно, что худшие прогнозы о том, что потери Египта в результате военной акции США в Ираке могут достичь 2 миллиардов долларов, не оправдались. Более того, по словам Мамдуха аль-Бельтаги, они оказались гораздо меньше. «Вторая половина 2003 года в плане туризма будет более благоприятной, чем первая, — сказал он на состоявшейся в конце июля в Каире пресс-конференции. — Мы ожидаем, что к концу года Египет посетят примерно пять миллионов туристов».
По данным аль-Бельтаги, в марте этого года количество туристов в стране упало примерно на 22 проц, однако уже в июне оно вновь достигло обычного для этого времени года уровня. «Мы ожидали, что в июне нас посетят примерно на 5-7 проц отдыхающих меньше, чем обычно. Однако их количество оказалось даже выше зафиксированного в этом же месяце прошлого года на 5 проц», — сказал министр.
Между тем, сам Ирак, еще совсем недавно переживший все ужасы войны, надеется, что в ближайшие годы его посетят миллионы туристов из-за рубежа. Об этом заявил в августе на прошедшем накануне в Багдаде семинаре генеральный координатор Иракской организации туризма, член созданного западной коалицией Совета реконструкции и развития Рауф аль-Ансари. По его мнению «реки Тигр и Евфрат, живописные болота на юге, сады, древние памятники и священные места — все это способно поставить Ирак в региональный туристический авангард».
«Туристическая Мекка» Востока, как совершенно справедливо называют Египет, в скором времени намерена обзавестись еще несколькими важными объектами туристической инфраструктуры, что, по мнению властей, должно увеличить количество приезжающих туристов до 10 миллионов в год. Особняком стоит поистине грандиозный проект строительства нового здания Национального музея близ трех великих пирамид фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, о котором министр культуры Египта Фарук Хосни сообщил в 2001 году. Нынешнее, старое здание в центре Каира, отметившее в декабре 2002 года свое столетие, вмещает в себя свыше 160 тысяч экспонатов и явно требует разгрузки.
Новый грандиозный музейный комплекс разместится на площади в 50 гектаров и будет оборудован в соответствии с новейшими технологическими достижениями. Его строительство планируется завершить к 2007 году. Ожидается также, что музей будут посещать до 3 миллионов человек в год.
Еще один музей, правда, на этот раз гораздо более скромный по своим размерам, власти Египта в лице Высшего совета по древностям и его главы Захи Хаваса планируют построить к концу 2004 года во всемирном известном, курортном городе Шарм-эш-Шейх на юге Синайского полуострова. В другом туристическом центре Египта — Луксоре, все возрастающий наплыв туристов подтолкнул власти к строительству нового аэропорта, который как ожидается, сможет принять в 3 раза больше гостей, чем старый. Завершение данного проекта ожидается в 2004 году.
В 2002 году отдохнуть в Египет приехали примерно 5,2 млн человек, а рекордная цифра была зафиксирована в 2001 году — тогда страну посетили 5,5 млн туристов. При этом стоить отметить, что более 60 процентов приезжающих в Египет гостей — европейцы.
Туризм, приносящий египетской казне порядка 4 млрд долларов ежегодно, считается одним из основных источников валютных поступлений, наряду с доходами от эксплуатации Суэцкого канала, денежными переводами работающих за границей египтян и экспортом нефти. По данным министерства информации Египта, доходы от туризма составляют около 25 проц всех валютных поступлений страны. Масштабы капиталовложений в туристический сектор Египта постоянно увеличиваются.
Индустрия туризма в Египте с 1993 по 2000 гг. развивалась беспрецедентно высокими темпами, составлявшими в среднем 12,5 проц, что более чем в два раза превышало средние темпы роста валового национального продукта. На сегодняшний день туристический сектор окончательно превратился в одну из важнейших отраслей экономики страны.
В 90-годы XX века Египет существенно разнообразил туристические услуги (религиозный, спортивный, оздоровительный, экологический и многие другие виды) и открыл для посещения множество новых районов. Например, в середине 90-х для посещения туристами был открыт комплекс пирамид в Дахшуре — районе, ранее входившем в военную зону. Расширилась рекламная кампания рекламы туристических услуг, предлагаемых Египтом, на всех международных рынках.
Но Египет, кончено, не единственная страна Арабского Востока, куда устремлены взоры интуристов, в том числе и россиян. В последние несколько лет все больше туристов отправляются в отпуск на берега «Благоухающей невесты Магриба», как называют Тунис.
Это небольшое государство на севере Африки больше похоже на райский уголок, чем просто на страну. Для любителей истории Тунис представляет собой настоящий клад. На территории этой страны в разные времена правили финикийцы, римляне, вандалы, арабы, турки и французы, которые оставили после себя огромное количество древних памятников. Поэтому нет ничего удивительного в том, что изрядное количество достопримечательностей этой страны занесено в каталог памятников мировой культуры ЮНЕСКО.
Прекрасные климатические условия и самобытная культура Туниса привлекают сюда и российских туристов. Только за 2002 г. эту страну посетили 47 тыс. туристов из России и других государств СНГ. Кончено, на фоне пятимиллионной армии туристов из других стран мира, российская доля выглядит маловпечатляющей, зато вселяет надежду тенденция роста. Годом раньше в 2001 году в Тунисской Республике побывали 21 тысяч человек из государств Содружества. Иными словами, число туристов за один год увеличилось более чем в два раза. Исходя из этого, тунисская сторона вполне резонно полагает, что в самое ближайшее время это число может вырасти до 100 тысяч. К этому призывают и тунисские власти. В начале 2003 года представитель тунисского министерства туризма Мухаммед аль-Саим, сообщил, что Тунис «ожидает в текущем году значительного увеличения числа российских туристов, посещающих Тунис». В ходе визита в Москву в апреле 2003 года министр туризма, торговли и ремесел Туниса Мондер Зенаиди заявил, что «Тунис заинтересован в развитии отношений с Россией во всех сферах», а также призвал к увеличению потока туристов из России.
Если в начале 90-х в Тунисе было лишь одно турагентство, занимавшееся россиянами, то теперь количество таковых насчитывает несколько десятков. С середины 90-х годов в Москве находится представитель министерства туризма Туниса, а тунисские фирмы принимают активное участие в московских международных туристических выставках.
В Королевстве Марокко за последнее время также появились свои туристические центры мирового уровня. Это, прежде всего, Агадир — город, который еще несколько десятилетий назад лишь мечтал о звании перспективного туристического центра королевства, к началу XXI века стал чуть ли основным магнитом притяжения иностранных гостей в западном Магрибе. На двоих Агадир вместе с древней столицей королевства — Марракешем — собирают ежегодно свыше 1,5 миллионов гостей из-за рубежа.
Как заявил в декабре 2002 года министр туризма Марокко Адиль Дуири, В 2010 году власти королевства планируют принять 10 миллионов гостей из-за рубежа, что в 5 раз больше текущих показателей. Долгосрочная программа активизации туристического бизнеса, принятая правительством королевства, предусматривает ряд кардинальных мер: строительство большого числа отелей в крупных туристических центрах, таких как Агадир, Марракеш, Фес и других, привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов, расширение сети турагентств и развитие рекламы. К сожалению, число туристов из России пока невелико — менее 10 тысяч в год.
Турцией отечественного туриста не удивишь. В начале 90-х, когда стало возможным беспрепятственно отправляться на отдых практически в любую точку мира, именно Турция стала одной из тех стран, которая приняла на себя первую волну российских туристов. С тех пор прошло уже довольно много времени. О российских туристах сложилось довольно твердое мнение, их вкусы детально изучили.
По данным правительства Турции, в 2002 году страну посетили 13,2 миллионов туристов, из них около 945 тысяч — россияне, причем более половины наших соотечественников — 530 тысяч туристов — отдали предпочтение знаменитому на весь мир городу-курорту Анталья.
Но туристический бизнес не стоит на месте и потому туркам приходится выдумывать все новые способы заманивания клиента. Много шума в прессе наделал сданный в эксплуатацию летом этого года суперсовременный отель на 870 номеров — «Кремль-палас». В основу внешнего вида здания легли черты архитектурного облика трех знаменитых достопримечательностей центра Москвы — Государственного исторического музея, Собора Василия Блаженного и Грановитой палаты. Входом на территорию гостиничного комплекса служит уменьшенная копия Спасской башни Кремля.
В последние несколько лет в солнечной Турции последним писком моды стал отдых на горнолыжных курортах. Местные газеты в этом году сообщили о том, что один из центров горнолыжного туризма Турции — Улудаг — буквально «оккупирован» россиянами, которые забронировали ни много, ни мало около 95 процентов номеров в гостиницах города. После окончания войны в Ираке турбизнес Турции вновь крепко стоит на ногах. Согласно данным министерства туризма, только в июле 2003 года Турцию посетили более 2 млн человек.
Продолжая тему зимнего туризма в странах Ближнего Востока, было бы неверным обойти Ливан, горные районы которого буквально усеяны многочисленными горнолыжными базами и курортами, среди которых наиболее популярные — Факра, Фарая и Лаклук.
Последние несколько лет стали по-настоящему черными для турбизнеса в ряде ближневосточных стран. Согласно данным правительства Израиля, — обнародованным в начале 2003 года, число иностранных туристов — 862 тысячи, посетивших Израиль в 2002 году, оказалось самым низким за последние 20 лет. Для туристического сектора еврейского государства, ежегодно приносящего в бюджет страны немалые деньги, такое положение граничит с катастрофой.
По мнению специалистов, резкий спад наметился после сентября 2000 года, когда началась вторая палестинская интифада. До ее начала Израиль ежегодно посещали около 2,2 миллионов туристов, и, по мнению работников туристической сферы страны, в самое ближайшее время это число вполне могло бы достичь 4 миллионов. Предыдущий тяжелейший кризис настиг туристическую сферу Израиля в 1982 году, когда оккупация армией этого государства части территории Ливана накалила обстановку в регионе.
Еще одной жертвой тяжелой обстановки в ближневосточном регионе стал туристический сектор Кипра. Доходы от туризма за первые 6 месяцев 2003 года составили всего 712 млн долларов, что в сравнении с первой половиной прошлого года /также далеко не самого удачного для сферы туризма на острове/ ниже на 17 проц, в итоге чего казна не досчиталась 147 млн долларов. Для ориентированной на туризм экономики Кипра это весьма ощутимо. Тревожный звонок для туристического сектора страны прозвенел после событий 11 сентября 2001 года. Тогда в связи с угрозой столкновения с проявлениями международного терроризма многие миллионы жителей планеты предпочли отменить свои зарубежные отпуска. Коснулось это и Кипра.
Чтобы сделать туристические центры независимыми от региональных катаклизмов и максимально увеличить их туристическую привлекательность, необходимо повысить уровень безопасности иностранцев, развивать другие сферы туристических услуг, максимально облегчить таможенные и паспортные процедуры. Эти мысли были высказаны, в том числе, и на международной конференции по туризму, прошедшей на тунисском острове Джерба в апреле 2003 года. В работе форума приняли участие генеральный секретарь Всемирной туристской организации Франческо Франджиалли, представители министерств и агентств из 40 стран мира. Участники конференции сошлись во мнении, что «туристический бизнес в последние два года испытывал определенные трудности, однако, в ближайшее время он сможет вернуться на прежний уровень».
Тунисский министр туризма, торговли и ремесел Мондер Зенаиди отметил, что важнейшим фактором, влияющим на туризм, является политическая стабильность и безопасность в отдельных государствах. На примере своей страны он показал, что, несмотря на весьма сложную региональную обстановку и общее снижение числа туристов в большинстве стран, Тунису удалось сохранить этот показатель на прежнем уровне, принимая в год более 5 миллионов иностранных граждан. Министр рассказал участникам форума о достижениях страны в области защиты окружающей среды как факторе, который также оказывает большое влияние на приток туристов.
Очевидно, что Ближний Восток есть и останется в будущем одним из основных туристических центров нашей планеты. Колоссальное количество культурно-исторических памятников, святынь, природных заповедников, сосредоточенных на данной территории, а также постоянно развивающаяся и расширяющаяся инфраструктура таких крупных туристических «держав» как Египет, Тунис, Турция и многих других дают право делать подобный вывод.