Саудовская Аравия: проблемы противодействия терроризму и исламскому экстремизму

После известных событий 11 сентября 2001 г. в США власти Королевства Саудовская Аравия (КСА) заметно активизировали и расширили меры по противодействию исламскому экстремизму и связанной с ним внутренней и международной террористической деятельностью. Данная активность саудовского правительства объясняется двумя основными обстоятельствами внутреннего и внешнего порядка.

Первое. Расширение масштабов деятельности исламских экстремистов и террористов стало в определенной степени угрожать стабильности внутриполитической обстановки в королевстве (об этом, в частности, свидетельствуют теракты в Эр-Рияде 13 мая 2003 г.). Более того, по оценкам многих специалистов-востоковедов, радикальные исламисты можно рассматривать в качестве наиболее организованной и динамичной силой, оппозиционной нынешней правящей династии Саудидов.

Второе. Тот факт, что подавляющее большинство лиц, подозреваемых в причастности к терактам 11 сентября 2001 г (15 из 19), являются саудовскими подданными, а также многочисленные обвинения в адрес Эр-Рияда в оказании содействия в распространении за рубежом радикальной исламской идеологии (ваххабизма), деятельности экстремистов и даже террористов вынуждает правящие круги КСА ради восстановления и поддержания позитивного имиджа королевства в мире не только на словах осуждать эти явления, но и предпринимать практические шаги по борьбе с ними.

Саудовское руководство категорически отвергает утверждения и обвинения о возможных связях официальных лиц государства c исламскими террористами. В данной связи Эр-Рияд потребовал от Вашингтона опубликовать остающейся секретной часть 900-страничного доклада, подготовленного совместно Сенатом и Палатой представителей Конгресса США по итогам разбирательства событий 11 сентября 2001 г. Саудовцы считают , что не разглашаемый раздел (28 страниц) непосредственно касается КСА. Причем, как полагают, президент США Дж. Буш не стал его рассекречивать, чтобы не ставить Эр-Рияд в неудобное положение.

Итак, какие же конкретные меры были приняты саудовскими властями в вопросах противодействия терроризму и религиозному экстремизму.

В период с сентября 2001 по май 2003 года в КСА было арестовано более 300 человек, подозреваемых в причастности к террористической деятельности, из которых 100 человек предано суду. Кроме того, свыше 1000 человек, подозреваемых в терроризме, объявлено в розыск. В ходе арестов и различных оперативных мероприятий местными спецслужбами было обнаружено и изъято большое количество взрывчатых веществ, стрелкового оружия, боеприпасов, материалов и приспособлений для изготовления взрывных устройств, бланков различных документов, а также крупные денежные суммы. Несколько видных деятелей «Аль-Каиды» и других террористических организаций были убиты в ходе задержаний и перестрелок боевиков с силами безопасности. В их числе Салих Аль-Айяри, считавшийся одним из главных разработчиков террористических акций в «Аль-Каиде».

В 2002 г. саудовские власти объявили через Интерпол в международный розыск 750 лиц, подозреваемых в отмывании денег, наркоторговле и терроризме. Периодически КСА направляет запросы в различные страны с требованиями задержать и экстрадировать в королевство саудовцев — членов организации «Аль-Каида».

Деятельность саудовских властей по пресечению религиозного экстремизма и терроризма значительно усилилась после терактов в Эр-Рияде 13 мая с. г., в ходе которых ударные группы боевиков и смертники на грузовиках со взрывчаткой совершили нападения на жилые кварталы города, где проживали не только саудовцы, но и иностранцы. В результате погибло 35 и было ранено свыше 200 человек. С мая по середину июля 2003 г. было арестовано 130 человек, обвиненных в причастности к террористической деятельности.

Особенно примечательным стало то, что впервые власти КСА открыто связали терроризм и религию. В конце мая было арестовано несколько улемов (религиозных авторитетов), которых обвинили в подстрекательстве террористов к противоправным действиям. Кроме того, министерство исламских дел отстранило от работы по обвинению в «призывах к насилию» 1710 религиозных служителей различных рангов, что стало беспрецедентным событием в истории страны. Саудовские власти принимают также меры по ограничению деятельности своих религиозных представителей за рубежом, а наиболее экстремистски настроенные из них увольняются со службы. Ведется борьба с многочисленными интернет-сайтами исламских экстремистских организаций.

В Эр-Рияде и Джидде начат эксперимент по изменению содержания школьных и вузовских учебников, из которых будут удаляться положения о такфире (обвинение в неверии), джихаде, проповеди религиозной нетерпимости и т. п., то есть всего того, что отличает ваххабизм. Данное мероприятие проводится по требованию США.

21 августа с. г. верховный муфтий и председатель Совета верховных улемов КСА Абдель Азиз Аль Шейх в своем заявлении осудил терроризм и квалифицировал его, а также религиозный экстремизм и фанатизм как явления, глубоко чуждые истинной сути исламского вероучения.

В саудовских СМИ появились официальные сообщения о том, что по данным местных спецслужб, на территории страны существуют и действуют от трех до пяти ячеек «Аль-Каиды», каждая из которых насчитывает несколько десятков человек.

После событий 13 мая 2003 г. саудовские органы безопасности практически постоянно проводят спецоперации по выявлению нелегальных террористических групп по всей территории королевства. Наиболее крупные из них были осуществлены в Эр-Рияде, Медине и Мекке. В качестве примера можно привести арест группы из 16 человек в июле с. г., члены которой, по заявлению властей, являются участниками подпольной организации, готовившей диверсии на жизненно важных объектах страны. При задержании были обнаружено большое количество оружия, в т. ч. 18 гранатометов , пулеметы, боеприпасы, 20 т химикатов для изготовления взрывчатки.

Незадолго до терактов 13 мая саудовские спецслужбы составили список из 19 наиболее опасных экстремистов. Всех их подозревают в причастности к совершению нескольких террористических актов в КСА. На сегодняшний день 10 человек из этого списка уже убито или арестовано, а 9 продолжают находиться в розыске.

Расширяется сотрудничество Саудовской Аравии с другими государствами по вопросам борьбы с международным терроризмом. Королевство заключило целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве в области безопасности, участвует во многих международных мероприятиях, в т. ч. по линии Интерпола, является участником соглашения ЛАГ по борьбе с терроризмом. Эр-Рияд поддержал практически все резолюции СБ и ГА ООН по вопросам борьбы с международным терроризмом, подписал Международную конвенцию по противодействию финансирования терроризма.

Наибольшее развитие в данной сфере получило саудовско-американское сотрудничество. КСА и США еще в 1996 г. создали совместный Контртеррористический комитет, в который вошли представители разведывательных и юридических органов. Причем заседания комитета проводятся регулярно. Стороны на постоянной основе обмениваются информацией, планируют и осуществляют совместные антитеррористические мероприятия. В частности, агенты ФБР (а также британской полиции) участвовали в расследовании последних терактов в Эр-Рияде.

После событий 11 сентября 2001 г. заметно активизировалась и расширилась деятельность саудовских властей по противодействию терроризму в финансовой сфере. Представители правительства и банков КСА являются непременными участниками международных семинаров, конференций и симпозиумов по вопросам борьбы с финансированием террористической деятельности. Королевство является членом специализированной международной организации «Оперативная группа по финансовым действиям» (Financial Action Task Force), созданной странами «большой семерки» в 1988 году.

В стране учреждена Высшая комиссия по надзору за заключением финансовых договоров, банковскими вкладами и финансовыми пожертвованиями. С этой целью во всех банках организованы и действуют специальные службы финансовой безопасности. В Департаменте безопасности и борьбе с наркотиками МВД создано отдельное специальное подразделение финансовой разведки, главной задачей которого является борьба с отмыванием денег и недопущение использования благотворительных фондов в интересах преступной и экстремистской деятельности. Регулярно осуществляются проверки финансовых учреждений по вопросам соблюдения законов и правил финансовой деятельности.

В феврале 2003 г. Валютное агентство Саудовской Аравии (Saudi Arabia Monetary Agency, SAMA) начало осуществлять специальную программу по обучению судей и следователей особенностям противодействия финансированию терроризма и отмыванию денег, международным требованиям по финансовой безопасности и методам проверки криминальной финансовой информации.

Соединенные Штаты и Саудовская Аравия предприняли совместные шаги по замораживанию вкладов Аделя Ваиля Хамзы Джубайрии одного из ближайших сподвижников Усамы бен Ладена, который, по информации из правоохранительных органов, относится к числу основных лиц, финансирующих «Аль-Каиду» (счета самого бен Ладена в КСА были заморожены властями королевства еще в 1994 г.). В марте 2002 г. США и КСА блокировали счета сомалийского и боснийского отделений саудовского исламского фонда «Аль-Харамейн», через которые, как предполагалось, шло финансирование «Аль-Каиды» и другой террористической организации — «Иттихад исламий».

Руководство SAMA в мае 2003 г. направило всем банкам и другим финансовым учреждениям КСА циркуляр о правилах борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Требования, изложенные в этом документе, должны быть приняты к исполнению незамедлительно и в полном объеме.

Расширяется правовая база по противодействию незаконному использованию финансовых средств. Так, в июле 2003 г. Консультативный совет КСА (совещательный орган при короле) одобрил и рекомендовал к утверждению новые законы, предусматривающие суровые наказания за преступления в сфере отмывания денег и финансирования террористической деятельности: виновным в этих преступлениях предусматривается тюремное заключение сроком до 15 лет или денежные штрафы в размере до 1,5 млн долларов. В королевстве введены новые, более строгие правила таможенного контроля и открытия банковских счетов.

К настоящему времени в стране уже проведены проверки многих банковских счетов у лиц и организаций, подозреваемых правоохранительными органами в связях с экстремистскими и террористическими организациями. В ходе этих проверок заморожен 41 счет на общую сумму 5697,4 тыс. долларов.

Усилен контроль за благотворительными фондами. Власти стали осуществлять постоянный мониторинг благотворительной деятельности. В мае 2003 г. правительство КСА потребовало от руководства «Аль-Харамейн» и остальных исламских благотворительных фондов приостановить свою зарубежную деятельность до тех пор пока органы безопасности не закончат проверку их персонала. Офисы «Аль-Харамейн» уже закрыты в Хорватии, Албании и Эфиопии, предстоит их закрытие в Кении, Танзании, Индонезии и Пакистане.

Новые законы и другие руководящие документы обязывают все благотворительные организации и фонды гарантировать то, что их структуры и финансовые средства не будут использоваться в преступных целях. При этом все без исключения фонды и организации обязаны регулярно проходить превентивную проверку своей деятельности со стороны соответствующих государственных структур. Кроме того, они обязаны сообщать в МИД КСА о своей благотворительной деятельности за рубежом, а также координировать ее с внешнеполитическим ведомством.

Из представителей МВД, МИДа, службы внешней разведки и SAMA создан специальный комитет, которому вменено в обязанность отвечать на запросы иностранных государств и граждан по вопросам борьбы с финансированием террористической деятельности. Налажена координация действий между МВД и SAMA в деле противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

Правительством Саудовской Аравии приняты меры по улучшению качества подготовки персонала спецслужб и финансовых учреждений. К этому привлечены Академия безопасности им. принца Наифа (головное учебное заведение КСА по подготовке кадров для органов безопасности и полиции), Факультет им. короля Фахда, Общественный учебный центр безопасности, специалисты SAMA.

Таков в общих чертах перечень мер, принимаемых саудовскими органами власти по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. Конечно, его можно было бы продолжить. Однако зададим вполне правомочные вопросы: Насколько эффективны все эти меры и действия? Есть ли какие-либо серьезные подвижки в деле борьбы с этими негативными явлениями? И, пожалуй, главное — Каковы перспективы у властей КСА в деле борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом?

Здесь следует сразу же признать, что перспективы борьбы против религиозного экстремизма и его террористической составляющей в саудовском королевстве достаточно неопределенны. Местные спецслужбы пока не противостоят экстремистским и террористическим группировкам с необходимой степенью активности и результативности, особенно в деле пресечения финансирования их деятельности.

В этих условиях часть духовенства через свои организации продолжает спонсировать незаконную, противоправную деятельность. По сообщениям иностранных СМИ, клерикалы и некоторые принцы используют часть своих немалых капиталов для поощрения распространения радикального ислама. Не прекращено полностью финансирование и оказание других видов содействия исламским экстремистским организациям за рубежом, в т. ч. палестинским ХАМАС и «Исламскому джихаду». Одновременно и само правительство, опасаясь внутриполитических осложнений, не желает обострять отношения с ваххабитским духовенством, многие представители которого оказывают упорное сопротивление проведению в стране реформ, прежде всего в сфере общественных отношений.

Вместе с тем приходится констатировать, что само саудовское общество в своем подавляющем большинстве остается очень консервативным и религиозным, что благоприятствует деятельности консерваторов от ислама и препятствует внедрению в сознание значительной части населения реформистских идей. Поэтому повсеместное внедрение в королевстве демократии по западному образцу не может стоять сегодня на повестке дня и подобное положение, по всей видимости, сохранится еще на протяжении длительного времени. Боле того, вопрос о темпах и приоритетных направлениях преобразований является очень сложным и деликатным. Причем большинство экспертов сходится в том, что только эволюционное развитие является единственно приемлемым для Саудовской Аравии.

И все же можно полагать, что осуществление следующих основных мер будет способствовать повышению реальной эффективности в деле борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом в КСА:

— повышение действенности контроля над деятельностью религиозных благотворительных фондов и организаций;

— укрепление и расширение сотрудничества с другими странами и международными организациями по вопросам борьбы с терроризмом;

— модернизация служб разведки и внутренней безопасности, органов МВД в комплексе с целью повышения эффективности их работы и придания им большей ориентированности на решение задач борьбы с терроризмом и религиозным экстремизмом;

— прекращение оказания помощи религиозным экстремистам за рубежом;

— проведение реформы в сфере образования на всех уровнях, отказ от воспитания подрастающего поколения на идеях религиозной нетерпимости, прекращение антихристианской и антииудейской пропаганды, приучение молодежи к необходимости активной трудовой деятельности;

— и, наконец, главное — неуклонное продолжение в стране эволюционных реформ в экономической и социальной сферах при более активной вовлеченности в их планирование и реализацию местных технократов, бизнесменов и религиозных реформаторов.

55.45MB | MySQL:108 | 0,614sec