Как известно, в 2011 году Тунис стал первой страной «арабской весны». Он также стал первой страной, где переходный период привел к формированию относительно стабильного демократического правительства. Тунис принял конституцию, которая считается самой прогрессивной конституцией на Ближнем Востоке, провел честные и открытые выборы.
Подкомитет по делам Ближнего Востока и Северной Африки Палаты представителей Конгресса США обсудил на своем заседании перспективы становления Туниса как демократической, стабильной и безопасной страны.
По словам председателя Подкомитета И.Рос-Лейтинен, Тунис остается одним из приоритетов для США в ближневосточном регионе. В последние годы сотрудничество США и Туниса крепнет и растет: у стран общие интересы в сфере безопасности, они заинтересованы в экономическом росте и наращивании торгового оборота. США видит в Тунисе надежного партнера и могут помочь ему стать еще сильнее, оказывая ему впредь поддержку.
У Туниса по-прежнему много неразрешенных проблем. По данным, от 3000 до 6000 граждан Туниса присоединились к экстремистским группировкам, в частности в Ливии, что делает Тунис одним из основных поставщиков иностранных наемников в мире. Еще большей проблемой является то, что некоторые из этих людей возвращаются назад в страну, что сказывается на внутренней безопасности.
В качестве докладчиков были приглашены заместитель помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока Джон Десрошер и заместитель помощника администратора Ближневосточного бюро в Агентстве по международному развитию США Мария Лонжи.
По мнению Дж.Десрошера, невозможно рассматривать проблему безопасности в Туниса вне ливийского контекста. Он считает, что нестабильность в Ливии представляет собой прямую угрозу внутренней безопасности Туниса. Более того, по неофициальным данным, количество ливийцев, проживающих в Тунисе, колеблется от 250 тысяч до 1 миллиона человек, что в свою очередь накладывает отпечаток на возможность государства удовлетворять потребности своих граждан.
«Без урегулирования ситуации в Ливии Тунис продолжит сталкиваться с проблемой угрозы внутренней безопасности», — подчеркнул он.
Благодаря финансированию США, службы безопасности Туниса обладают достаточным потенциалом и силами для противостояния внешней угрозе. Тем не менее, необходимо улучшить работу разведки, укрепить сотрудничество между региональными партнерами и наладить работу правовых институтов. Важно отметить, что Тунис считает США своим основным партнером в вопросе усиления военной мощи.
В 2014 году президент США Барак Обама включил Тунис в список стран-участниц программы по укреплению политических и правовых институтов с целью предоставления гражданам должного уровня защиты и правосудия. В настоящее время США нацелены на укрепление армии Туниса для борьбы с терроризмом, внешними и внутренними угрозами.
Еще одним аспектом американской политики по отношению к Тунису является улучшение безопасности в стране за счет программы Транс-сахарского антитеррористического партнерства. Основным принципом данной программы является продвижение идеи регионального сотрудничества. Госдепартамент США, Агентство по международному развитию (АМР) и Министерство обороны работают сообща с тунисскими партнерами для разработки и реализации реформ в сфере безопасности и борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Более того, в 2015 году президент Б.Обама назвал Тунис основным союзником США, не входящим в ряды стран НАТО. Подобный статус предполагает некоторые привилегии в виде обучения и консультирования, предоставления взаймы оборудования.
Однако, хотя Тунис и ведет работу по установлению ранее игнорируемых общественных институтов, практики старого режима по-прежнему дают о себе знать. По данным правозащитников, некоторые представители служб безопасности Туниса продолжают использовать насильственные методы. Американское правительство также обеспокоено сообщениями о коррупции на всех государственных уровнях. В то же время все реформы проводятся весьма медленно.
Лж.Десрошер подчеркнул, что правительство Туниса всеми способами старается бороться с текущими проблемами, стремясь к созданию демократического, открытого, правового общества. Гражданское общество Туниса стало более активным и требовательным, активисты вовлечены в работу со СМИ. Власти признают наличие проблемы коррупции и нарушений прав человека и ведут активную работу по ее искоренению.
Если говорить об экономической ситуации в стране, слабая экономика также сказывается на способности государства проводить реформы. В 2015 году рост ВВП Туниса составил 0,8%. Правительство Туниса надеется, что данный показатель в этом году достигнет 2%, но даже эта цифра намного ниже показателей до событий 2011 года. Из-за террористических атак пострадал туристический сектор, доход от которого составляет 12% от ВВП страны. Уровень безработицы превышает 15%, а среди молодежи и женщин этот показатель вдвое выше.
В то же время правительство Туниса достигло определенного прогресса в проведении экономических реформ. В частности, некоторое время назад были приняты законы о государственно-частном партнерстве, реформировании банковской системы и закон о порядке проведения банкротства.
«Мы довольно плотно работаем с правительством Туниса и частным сектором для того, чтобы ускорить проведение необходимых реформ, которые позволят привлечь больше инвестиций, построить связи между промышленными и сельскохозяйственными секторами США и Туниса», — отметил заместитель помощника госсекретаря по делам Ближнего Востока Джон Десрошер.
«Представители всех политических кругов, в том числе и исламисты, пытаются сообща построить демократическое государство в Тунисе. Приложенные нами усилия также дают свои плоды: в Тунисе появляются необходимые политические и правовые институты, правительство озабочено вопросом безопасности и стабильности в стране. Однако демократический транзит – это процесс долгий и сложный, и Тунис нуждается в нашей поддержке. С помощью Конгресса и представителей различных организаций и агентств в ближневосточном регионе появится сильный и надежный союзник США», — подытожил он.
Заместитель помощника администратора Ближневосточного бюро в Агентстве по международному развитию США Мария Лонжи рассказала о той помощи, которое АМР США предоставляет Тунису сейчас и какую помощь оно оказывало ранее.
«С 2011 года по текущий момент АМР США выделило около 300 миллионов долларов на демократический транзит и экономический рост Туниса. Тунис также получил две государственные гарантии по кредиту, что дало ему доступ к дополнительным 985 миллионам долларов и помогло в проведении экономических реформ. Осенью 2011 года США спонсировали организации Туниса, вовлеченные в организацию выборов в стране и в процесс разработки новой конституции. Помощь подобного рода способствовала заложению основ для будущего правительства Туниса и основных институтов», — рассказала М.Лонжи.
Проведя анализ, АМР США пришло к заключению, что основными трудностями в реформировании Туниса являются проблема создания рабочих мест и экономический рост. Работа АМР в данной сфере подразумевает подготовку начинающих предпринимателей, помощь и консультирование малого и среднего бизнеса, предоставление необходимого технического оборудования, а также помощь тунисскому правительству при разработке законов, касающихся инвестирования и развития частного сектора.
Более того, создаются различные американо-тунисские фонды, инвестирующие в экономику Туниса в частном порядке: средний и малый бизнес, например, получил 60 миллионов долларов от соответствующего фонда.
«В целом, благодаря программам АМР в Тунисе было создано 12 000 рабочих мест за последние два года. К следующему году мы планируем значительно увеличить данный показатель. АМР США работает с различными министерствами, образовательными учреждениями и предпринимателями с целью установить между ними связи и упростить процесс найма на работу», — отметила заместитель помощника администратора Ближневосточного бюро в Агентстве по международному развитию США Мария Лонжи.
АМР также прикладывает усилия для создания открытого и честного правительства, защиты прав граждан Туниса и укрепления гражданского общества.
В целом конгрессмены сошлись на том, что за последние 5 лет Тунис достиг значительных успехов, однако ему предстоит еще многое сделать для того, чтобы стать демократической страной. Поскольку это весьма сложный и противоречивый процесс торопить правительство Туниса не стоит. Тем не менее, необходимо тщательным образом следить за данным процессом и оказывать необходимую помощь, в том числе, финансовую.
Конгресс США выразил надежду на то, что в скором времени Тунис станет сильным и надежным партнером в регионе, чей успешный пример политической трансформации станет образцом для других ближневосточных стран.