Последние две недели ситуация в Южном Судане развивалась особенно интенсивно. Своего рода кульминацией стало возвращение в Джубу главного оппозиционера Риека Машара.
События в Южном Судане не оставили равнодушными американских конгрессменов. 27 апреля было собрано заседание Подкомитета по делам Африки, всеобщему здравоохранению, правам человека и международным организациям Палаты представителей Конгресса США на тему перспектив установления мира и безопасности в Южном Судане.
Председатель Подкомитета Кристофер Смит в своем вступительном слове заявил, что Конгресс США выражает надежду на то, что в ближайшее время начнется формирование переходного правительства национального единства, которое сможет положить конец конфликту.
«С момента эскалации конфликта погибли тысячи людей, усугубилась ситуация с продовольственной безопасностью и голодом, пострадали системы здравоохранения и образования, разрушена важнейшая инфраструктура. Психологическое здоровье южносуданцев также было сильно подорвано: долгое время они мечтали о единой нации, живущей в мире и безопасности, но получили лишь обманутые надежды, отчаяние и безысходность», — сказал он.
В ходе заседания были заслушаны выступления специального представителя США по Судану и Южному Судану Дональда Бута, заместителя помощника администратора по вопросам демократии, конфликтов и гуманитарной помощи Агентства по международному развитию (АМР) Боба Леавита, Мэтта Вэлса из Центра помощи гражданским лицам, находящимся в зоне конфликта, соучредителя Проекта «Достаточно» Джона Прендергаста и Луки Бионг Денг Куола из Института исследований проблем мира в Осло.
Специальный представитель США по Судану и Южному Судану Дональд Бут начал свое выступление с заявления о том, что формирование переходного правительства – это лишь первый шаг, после чего еще предстоит много работы.
«Экономика Южного Судана на грани полного разрушения, в связи с чем необходимо как можно скорее помочь стране выйти из кризиса. К сожалению, формирование правительства – необходимый, но недостаточный шаг для этого», — отметил Д.Бут.
Он считает, что стороны должны продемонстрировать свое желание и умение работать вместе с целью установления мира, и только в этом случае они смогут рассчитывать на дальнейшую поддержку финансовых институтов, США и других стран.
«Переходное правительство, в состав которого войдут бывшие враги, должно работать сообща, принимать непростые решения, отказаться от старых привычек в пользу новых и показать всему миру серьезность своих намерений. США всегда были друзьями для Южного Судана, и мы готовы помочь новому правительству, но при одном условии – мы должны быть уверены в том, что оно не повторит прошлых ошибок», — заявил специальный представитель США по Судану и Южному Судану.
В 2018 году в Южном Судане должны состоятся выборы, и к этому моменту все политические институты должны исправно функционировать. Также необходимо проведение следующих реформ: реформа управления и конституционная реформа; экономические реформы и создание прозрачной экономики; реформа в сфере безопасности; установление правосудия. Особое внимание, по мнению Дональда Бута, стоит уделить проблеме коррупции.
«До тех пор, пока государственная служба в Судане будет ассоциироваться с дорогой к богатству за счет неправильного использования казны, у страны не будет правительства, которое она заслуживает», — сказал Д.Бут.
«Южный Судан долгое время страдал от коррупции своих лидеров, неправильного использования ресурсов и плохого управления экономикой. Это не может продолжаться. Мирный договор подразумевает проведение множества экономических реформ, часть из которых носит довольно жесткий характер. Правительство Южного Судана больше не может тратить ресурсы, которых у него нет. Пришло время мер жесткой экономии и пересмотра приоритетов расходования», — добавил он.
Дональд Бут сделал акцент на том, что долгое время лидеры Южного Судана исключали любую возможность ограничения суверенитета страны, однако, в последнее время у них появилось более реалистичное понимание тех проблем, с которыми столкнулось молодое государство, и необходимости принятия непростых решений. Иными словами, теперь руководство Южного Судана допускает возможность вмешательства международного сообщества с целью восстановления экономики страны и искоренения коррупции.
Помимо экономической реформы, вопрос безопасности также будет серьезным испытанием для нового правительства, его региональных и международных партнеров. На протяжении последних десятилетий южносуданское общество находилось под контролем вооруженных групп и было вынуждено браться за оружие в случаях эскалации конфликта.
«В настоящее время необходимо провести демобилизацию, разоружение и вновь объединить население страны. Это потребует больших усилий и ресурсов. Южный Судан должен выйти из переходного периода в виде государства с армией, а не армии, управляющей страной»,- подчеркнул Д.Бут.
Кроме того, переходное правительство должно продемонстрировать свою готовность предоставить полный и беспрепятственный доступ в любую часть страны для оказания гуманитарной помощи. В то же время необходимо создать специальный судебный орган для того, чтобы наказать виновных в преступлениях против человечества, совершенных за время конфликта. Об идее создания подобного суда не раз высказывался Африканский союз, и США готовы поддержать его в этом. Стоит отметить, что непосредственно сами жители Южного Судана считают вопрос правосудия неотъемлемым пунктом при создании переходного правительства.
Специальный представитель США по Судану и Южному Судану Дональд Бут предполагает, что все установленные сроки для разработки различных стратегий и их воплощения в жизнь будут сдвинуты ввиду нехватки ресурсов и неизбежности разногласий внутри переходного правительства. В связи с этим США должны оказывать постоянное давление на своих южносуданских партнеров.
«Пускай необходимые реформы будут проведены с опозданием, но они будут все же проведены. Сейчас для нас важнее результат, чем четкие сроки»,- подчеркнул Д.Бут.
Он также отметил, что ни одна из стран региона не заинтересована в том, чтобы иметь среди своих соседей несостоявшееся государство. Такие страны как Кения, Эфиопия, Судан и Уганда будут и впредь оказывать влияние на Южный Судан, поэтому для США необходимо поддерживать с ними конструктивные отношения.
Безусловно, проблем на этом переходном пути для Южного Судана будет немало. Особую озабоченность США, по словам Дональда Бута, представляет план правительства по увеличению количества штатов в стране с 10 до 28, что уже вызвало волну недовольства в стране.
В заключение своего выступления специальный представитель США по Судану и Южному Судану Дональд Бут призвал конгрессменов подумать о людях, живущих в Южном Судане.
«Не мы будем страдать от того, что новое правительство не сможет достичь компромисса. Пострадают люди, живущие в Южном Судане. Они утомлены войной и жаждут лучшего будущего. И именно они являются той причиной, по которой мы должны и впредь оказывать помощь Южному Судану, не опуская рук из-за возникающих трудностей», — сказал он.
Следующим слово взял заместитель помощника администратора по вопросам демократии, конфликтов и гуманитарной помощи Агентства по международному развитию (АМР) Боб Леавит. Он начал с того, что основной целью АМР в Южном Судане является искоренение проблемы бедности и продвижение идеи сильного демократического общества, живущего в условиях безопасности и процветания.
Говоря о текущей ситуации в стране, Б.Леавит отметил, что уровень инфляции в Южном Судане один из самых высоких в мире, и обычный житель страны с трудом может позволить себе покупать продукты и товары первой необходимости. Это вынуждает людей покидать свои дома. Согласно статистике, около 2,5 миллионов человек было вынуждено покинуть свои дома, в частности, 1,7 миллионов южносуданцев стали вынужденными переселенцами и более 800 тысяч стали беженцами. Более половины населения страны нуждается в гуманитарной помощи. Фактически каждый четвертый находится на грани смерти из-за продолжительного голода. Более того, качество продуктов и воды очень низкое, что также представляет угрозу жизни.
«Американское правительство продолжает делать все возможное для облегчения жизни южносуданцев. США является крупнейшим донором для Южного Судана. Наряду со своими союзниками США уделяет большое внимание защите наиболее уязвимых слоев населения Южного Судана, а именно, женщин и детей. Около 48 тысяч детей было взято под защиту, 10 тысяч детей были возвращены в семьи, с которыми их разлучили, более 30 тысяч людей получили защиту от насилия по гендерному признаку», — добавил он.
Боб Леавит сделал акцент на том, что АМР США помогает в первую очередь не правительству Южного Судана, а самим людям, стараясь удовлетворить их потребности. Программы АМР направлены на создание крепкого гражданского общества, развитие бизнеса, создание независимых СМИ в Южном Судане. Еще одним важным направлением деятельности США в данной стране является реформирование образовательной системы и системы здравоохранения с целью сделать их более доступными и качественными.
Заместитель помощника администратора по вопросам демократии, конфликтов и гуманитарной помощи АМР США Боб Леавит согласился с Дональдом Бутом в вопросе необходимости осуществления правосудия как обязательного условия для объединения населения страны. По его мнению, также следует поддержать различные организации, которые помогают людям справиться с пережитым и дальше вести мирную жизнь, например, религиозные общины.
Мэтт Вэлс из Центра помощи гражданским лицам, находящимся в зоне конфликта, назвал 4 основные проблемы, лежащих в основе продолжающего конфликта в Южном Судане: разделение на штаты без учета особенностей расселения этнических групп; безнаказанность вооруженных сил, долгое время господствующих на территории страны; неудачные попытки реорганизации армии; сильное расслоение общества из-за постоянной мобилизации. И хотя расслоение южносуданского общества – не новый феномен, в последнее время его масштабы и характер существенно изменились. Люди перестали ощущать себя единой нацией, они готовы к кровной мести за убитых родственников и разборкам внутри общин.
Поскольку, по его мнению, создание переходного правительства не гарантирует остановки кровопролития, необходимо предпринять следующие шаги. Во-первых, ввести эмбарго на поставки вооружения, что позволит уменьшить количество нападений на мирных граждан. Во-вторых, необходимо выполнить все пункты из проекта по созданию переходного правительства, касающиеся системы правосудия и привлечения к ответственности за совершенные преступления. В том числе речь идет и о материальных компенсациях за причиненный вред. В-третьих, правительство должно предоставить полный доступ для оказания гуманитарной помощи.
М.Вэлс отметил, что США должны тщательно наблюдать за преобразованиями во всех вышеуказанных сферах и способствовать реформированию страны.
Джон Прендергаст, соучредитель Проекта «Достаточно», начал свое выступление с довольно провокационного заявления о том, что Южный Судан был похищен собственными лидерами ради выкупа.
«Вместо заботы о людях, обеспечения безопасности и верховенства закона правительство Южного Судана превратилось в хищную преступную группировку, служащую интересам тех, кто стоит наверху пирамиды. Они похитили саму сущность государства и использовали его институты для собственного обогащения».
По его мнению, ради изменений в лучшую сторону необходимо оказать давление на Южный Судан, и в первую очередь речь идет о финансовых рычагах давления, в частности санкциях, заморозке активов, мер, направленных на борьбу с отмыванием денег и коррупцией.
«Лучший способ оказать давление на различные группы, образующие правительство, — ударить по самому важному, т.е. по их кошелькам», — заявил .ДжПрендергаст.
В целом он согласился с тезисами из выступлений предыдущих ораторов, однако, делая каждый раз акцент на необходимости тщательного контроля всех финансовых вопросов.
Лука Бионг Денг Куол из Института исследований проблем мира в Осло предложил следующие меры для воплощения идеи мирного и безопасного Южного Судана: во-первых, сделать так, чтобы невыполнение мирного соглашения было невыгодно для сторон, например, пригрозить введением в этом случае санкций. Во-вторых, создать необходимые условия для исправно функционирующей системы правосудия, поскольку одного лишь мирного соглашения без дополнительных механизмов недостаточно. В-третьих, необходима реформа в сфере безопасности, а также стратегия поведения в отношении негосударственных акторов, вовлеченных в данный процесс. В-четвертых, стоит пересмотреть вопрос деления страны на 28 штатов. В-пятых, необходимо определиться со статусом района Абьей, являющимся спорной территорией между Суданом и Южным Суданом. В-шестых, в Южном Судане должно сформироваться гражданское общество, четко понимающее суть мирного плана и шагов, необходимых для его реализации. Наконец, важно не забывать о том, что у Южного Судана достаточно природных ресурсов, и при их грамотном использовании и рациональном управлении страна может стать процветающей.
В целом, Конгресс США выразил свою готовность и дальше оказывать помощь Южному Судану и способствовать его реформированию. Единого мнения по поводу степени давления на переходное правительство и необходимости введения санкций при отклонении от мирного плана достигнуто не было.
На данный момент общее видение Конгрессом перспектив становления мира и безопасности в Южном Судане скорее оптимистичное, хотя, безусловно, сложность данного процесса нельзя отрицать.