В джихадистской среде продолжают проводить параллели между началом российской военной операции в Сирии и военной кампанией советских войск в Афганистане. Тема советского вторжения в Афганистан стала популярной среди джихадистов в Сирии. Некоторые из них даже участвовали в той далекой войне, которая стала поворотным моментом в формировании современного движения джихада. Именно там прежний лидер «Аль-Каиды» Усама бен Ладен начинал свою деятельность, наряду со многими другими «джихадмейкерами» современности. После начала военной операции России в Сирии, радикальные исламисты не только начали предпринимать попытки приспособиться к новым реалиям, но и начали совершенствовать свою пропагандистскую работу, с поправкой на Россию. «Джихад» в Сирии становится не просто «внутриисламской войной» между различными фракциями исламистов, а также режимом Б.Асада и его союзниками представленных «Хизбаллой», иранским КСИР и рядом шиитских группировок из Ирака. Противодействие российскому участию представляется теперь продолжение боевых действий против «наследия» коммунистического Советского Союза.
«Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат ан-нусра», две основные джихадистские группировки в Сирии, которые объявили «священную войну» России. «Война в [Сирии] заставит русских забыть о том ужасе, с которым они столкнулись в Афганистане»,- заявил руководитель «Джабхат ан-нусры» Абу Мухаммед аль-Джулани. В аудиообращении на YouTube, размещенном 12 октября, он подчеркивает, что «новое вторжение России это последняя стрела в колчане врагов мусульман и врагов Сирии».
Можно также выделить аудиозапись «официального представителя» ИГ Абу Мухаммеда аль-Аднани, который также призвал молодых мусульман во всем мире присоединиться к «джихаду против русских и американцев», которые ведут «войну атеистов и идолопоклонников против верующих». По его словам, «Америка настолько слаба, что ей уже приходится просить о помощи Австралию, умолять Турцию и Россию и умиротворять Иран». В своем заявлении, А.М.аль-Аднани заявил, что США очень слабы и с помощью России и другого союзника Асада – Иран стремится укрепить свои позиции в Сирии, заявив, что Вашингтон готов «создать альянс с дьяволом».
На вопрос о том, может ли Сирия стать «вторым Афганистаном» для России, идеолог «Аль-Каиды» Абдулла бен Мухаммед (чьи работы цитируются такими радикальными исламистскими теоретиками, как А.аль-Макдиси, А.аль-Фаластини и А.аль-Кахтани) отвечает, что. «русские решили вмешаться (в конфликт-авт.) после крупных потерь со стороны сирийской армии в провинции Идлиб и Хама». По его словам, «русские и американцы держали дистанцию в начале. Теперь ситуация иная». А.бен Мухаммед, который имеет 276 000 подписчиков в Twitter, считает, что «победа над русскими» в Сирии зависит от «внешней поддержки повстанцев и моджахедов», добавив, что имеет ввиду «качественную поддержку оружием».
По его мнению, такая помощь не будет оказана, пока Запад не будет уверен, что «Россия достигла точки не возврата в военном отношении». Одним из условий должно быть начало наземной операции. Только тогда можно будет получить качественное оружие, которое могло бы помочь запустить «правильную войну на истощение». Теоретик джихада убежден, что результатом станет «вывод российских войск из Сирии, как отступление советской армии из Афганистана». Оценивая начало военной операции путем нанесения авиационных ракетно-бомбовых ударов по объектам джихадистов от отмечает, что «русские до сих пор все делают осторожно и умно и не хотят погружаться в конфликт. Это похоже на их косвенное, но эффективное вмешательство в конфликт на востоке Украины».
Россия наносит авиаудары в Сирии с 30 сентября по целям ИГ, «Джабхат ан-нусры» и других родственных организаций. Дамаск и его союзники, в основном Иран и «Хизбалла», приветствовали авиаудары, в то время как сирийская оппозиция, несмотря на ее разношерстность и существенные идеологические различия, единогласно осудила, как и аравийские монархии и многие страны Запада
По мнению А.бен Мухаммеда, разница между «российской интервенцией» и ролью Ирана и «Хизбаллы» в том, что последние боролись вместе с режимом с самого начала, в то время как Россия и Соединенные Штаты вначале «искали дипломатическое решение».
Теперь, однако, «когда Россия борется вместе с режимом, все политические решения, вокруг которых различные стороны пытались маневрировать провалились и теперь необходимо восстановит новый статус-кво, после которого созреют условия для еще одного шанса для нового политического решения».
В призыве А.М.аль-Джулани об объединении всех групп джихадистов против «российской интервенции» А.бен Мухаммед видит еще одно сходство с ситуацией в Афганистане. В обращении руководителя филиала «Аль-Каиды» в Сирии о необходимости проведения атак внутри России, он также видит элементы «той же стратегии, которая была предпринята против американских и советских войск в Афганистане». По его утверждению, «разногласия были отодвинуты на второй план между Г.Хекматиаром и талибами, и все усилия были объединены против американцев внутри, в то время как «Аль-Каида» сосредоточилась на ударах по внешним интересам США».
Проецируя ситуацию на Сирию, как пишет А.бен Мухаммед, сирийским моджахедам следовало бы сосредоточиться на борьбе против российских войск внутри страны, а джихадисты из других государств могли бы в условиях определенных ограничений на поездки в Сирию наносить удары по «позициям России» в других государствах.
Он приходит к мнению, что боевые действия в Сирии и Ираке станут очередным этапом для становления «мирового джихадистского движения», как это произошло в свое время в Афганистане. По его словам, «в любом случае, хаос, который переживает этот регион, повлияет на салафитские организации, а мир после этого хаоса будет уже другим».
Руководитель «Джабхат ан-нусры» Абу Мухаммед аль-Джулани изображая военнослужащих России как «восточных крестоносцев», призывает к «карательным нападениям» внутри РФ. По его словам, «в борьбе против Москвы не следует искать помощи со стороны Запада или стран региона», так как это принесет больше «унижения и стыда», чем пользы. Он также предлагает вознаграждение в несколько миллионов евро для тех, кто уничтожит президента Сирии Башара Асада или лидера «Хизбаллы» Хасана Насраллу.
А.М.аль-Джулани утверждает, что «Россия пришла не для того, чтобы бороться с «Исламским государством», а для войны с «Джейш аль-фатх», которая вместе с «Джабхат ан-нусрой» и союзной группой «Ахрар аш-Шам» нанесли несколько ударов по войскам Асада и стали угрозой его существованию».
По его словам, на момент начала ударов России по позициям джихадистов, ИГ представляло гораздо меньшую проблему для Асада, чем группировки, связанные с «Джабхат ан-Нусрой»
А.М.Джулани призывает «моджахедов на Кавказе отвлечь внимание России от войны в Сирии», любыми средствами, «убивая русских в своей стране», в том числе военнослужащих. «Если русские солдаты убивают наших солдат, убивайте их, один за одним. Мы не будем в числе тех, кто начал (эту войну-авт.)»
Наиболее важным аспектом, стал призы А.М.аль-Джулани отказаться от распрей между различными джихадистскими организациями и сосредоточиться на «кампании против восточных и западных крестоносцев». По его мнению, моджахедам необходимо мобилизовать силы на всех фронтах Сирии. «Группировки джихада должны начать большой бой на самых чувствительных направлениях для режима, а главными целями должны стать христианские и шиитские деревни в Латакии, которая уже давно стала оплотом семьи Асада».
Он призывает «все фракции (джихада-авт.) собрать максимально возможное количество снарядов и ракет и наносить удары сотнями ракет по шиитским деревням каждый день, как это делают против наших суннитских городов и сел». Таким образом, А.М.аль-Джулани старается заставить режим Асада воздержаться от нападения по преимущественно населенным суннитами районам. «Джабхат ан-нусра», «Ахрар аш-Шам» и другие джихадистские группировки использовали эту стратегию на протяжении всего года.