О газовой стратегии Алжира

Алжир уже долгое время является одними из ведущих экспортеров природного газа на европейский рынок.

Однако в последнее время появилась информация о том, что поставки Алжира в Европу упали и государству вряд ли удастся восстановить прежние объемы. В 2012 г. Алжир сократил экспорт европейским потребителям на 18,5%, доведя этот показатель до 37,9 млрд куб. м.

Среди причин называют возросший внутренний спрос на «голубое топливо» вследствие демографического роста, технологические проблемы, тормозящие модернизацию добычи и переработку сырья, различные риски для иностранных инвесторов (от нестабильной внутриполитической обстановки до несовершенного инвестиционного законодательства).

Хотя экспортные показатели Алжира серьезно понизились в последнее время, но, как представляется, в перспективе ситуация вполне способна нормализоваться.

Специалисты обращают внимание на то, что компания Eni понизила объем закупок газа у алжирской Sonatrach для поставок в Италию – одного из европейских лидеров по импорту алжирского топлива.

Однако мало кому известно, что это понижение произошло не по причине утраты доверия к Sonatrach, а в рамках пакетных договоренностей на 2013–2014 гг. по пересмотру существующего контракта.

В 2012 г. Италия импортировала 20,6 млрд куб. м газа из Алжира, 13,6 млрд куб. м из России, 6,8 млрд куб. м из Нидерландов и 6,3 млрд куб. м из Норвегии.

Опровержением того, что европейские нефтегазовые игроки негативно относятся к Алжиру является тот факт, что специалисты крупного норвежского концерна Statoil начали постепенное возвращение на алжирский рынок после того, как покинули эту страну из-за серьезного теракта в начале 2013 г. на газоперерабатывающем комплексе близ города Ин-Аменас.

В российской экспертной среде часто можно услышать далекие от реальности рассуждения и прогнозы касательно энергетических стратегий ведущих поставщиков энергоносителей из региона Ближнего Востока и Северной Африки. В этой связи далее автор постарается представить объективный анализ алжирской нынешней газовой политики на европейском направлении.

Согласно статистике British Petroleum, в 2012 г. Алжир поставил европейским потребителям около 14% газа, уступив лишь Норвегии (35%) и России (34%).

Это свидетельствует об определенном запасе прочности алжирской экономики, тем более что по объемам газового экспорта в Европу Алжир серьезно обошел такие страны, как Катар (10%), Нигерию (3%), Ливию (2%), Тринидад и Тобаго (1%) и Египет (1%).

Несмотря на имеющиеся проблемы, движущей силой экономики современного Алжира является нефтегазовая отрасль. На экономическом направлении курс страны имеет отчетливый крен в сторону большей открытости и либерализации хозяйственной жизни.

Примечательно, что в 2013 г. для усиления борьбы с экономическими трудностями алжирское правительство пошло на либерализацию отдельных положений закона об углеводородах, обеспечив тем самым чуть более привлекательные условия для иностранных инвесторов.

Это обстоятельство весьма значимо для зарубежных игроков, поскольку за последние годы правительством Алжира был принят ряд законов, напрямую касающихся деятельности иностранных компаний. Эти акты содержат положения, устанавливающие обязательное участие алжирских компаний в любых инвестиционных проектах, осуществляемых в Алжире, на уровне не ниже 51%, а в компаниях-импортерах не менее 30%.

Принятые законы ввели преимущественное право государства на приобретение алжирских активов в случае их продажи зарубежным компаниям (необходимость предварительных консультация для получения разрешения), обязательное получение одобрения со стороны Национального совета по инвестициям Алжира для всех инвестиционных проектов с иностранным капиталом и необходимость наличия положительного валютного баланса по проекту.

Кроме того, был дополнительно введен 3% банковский налог при регистрации контрактов по импорту услуг.

Как представляется, с учетом произошедших изменений нынешние экономические риски в Алжире оцениваются как умеренные и предсказуемые.

Ахиллесовой пятой местной экономики является ее зависимость от мировой конъюнктуры цен на энергоносители. Однако есть основания полагать, что правительство воспользуется дополнительными доходами от сырьевого сбыта для решения структурных проблем в экономике.

При работе на энергетическом рынке Алжира потенциальный инвестор столкнется с трудностями практического характера, обусловленными бюрократической волокитой.

Тем не менее алжирское правительство осознает характер трудностей, испытываемых иностранными инвесторами, и обещает продолжать начатую либерализацию условий бизнеса, ориентируясь на международный уровень.

Важно подчеркнуть, что Алжир обеспечивает более 5% мировой торговли сжиженным природным газом. Традиционными импортерами являются 11 стран, включая Францию, Турцию, Испанию.

Экспорт СПГ из Алжира также осуществляются в Италию, Грецию, Великобританию, Португалию, Нидерланды, Бельгию и некоторые другие страны.

Стоит подчеркнуть, что около 90% экспорта СПГ из Алжира осуществляется на основе долгосрочных контрактов. Поставки по краткосрочным и спотовым (разовым поставкам по ценам, зависящим от текущего спроса на рынке) контрактам производятся главным образом в Испанию.

Наблюдается тенденция замещения трубопроводных поставок алжирского газа экспортом СПГ, объем которого год от года увеличивается.

Страна реализует ряд проектов в сфере сжижения сырья. Например, в 2012 г. Sonatrach подписала контракт на сумму более 660 млн долларов с британо-итальянской группой Petrofac-Bonatti по запуску проектов СПГ на месторождениях, расположенных на юго-востоке страны.

Европейские партнеры, включая British Petroleum и Statoil, активно сотрудничают с алжирской стороной в вопросах производства СПГ, что позволяет рассчитывать на положительный результат в перспективе, поскольку названные концерны заинтересованы в получении значительной прибыли от запуска начатых совместных проектов.

Кроме указанных европейских государств, Турция заинтересована в интенсификации экспорта алжирского СПГ в ближайшем будущем, что не раз было официально заявлено турецкими чиновниками.

Конечно, одного желания импортеров недостаточно, чтобы алжирская газовая промышленность начала давать ожидаемые результаты, но, несмотря на многочисленные внутренние экономические проблемы, есть определенные предпосылки, что это государство выйдет из временного кризиса и вновь заставит аналитиков считаться с его энергетическими амбициями, которые все-таки не стоит сбрасывать со счетов, особенно российским игрокам.

Во-первых, долгосрочная ставка на сжиженный природный газ вполне способна оправдать себя, поскольку позитивные примеры в мировой практике имеются. Наиболее ярким из них является феномен Катара, которому удалось за счет доходов от газового экспорта начать постепенную модернизацию и диверсификацию национального хозяйства.

Во-вторых, значимость алжирских энергоносителей для Европы крайне высока, ведь Алжир является не только давним торговым партнером, но и определенным гарантом того, что европейские рынки не будут еще сильнее ощущать зависимость от российских энергоносителей.

Поскольку поставки сырья в ЕС из Ливии и Египта находятся на крайне низком уровне, европейцы всеми силами будут пытаться не «потерять Алжир» и не позволить «Газпрому» насытить этот рынок собственным газом.

В-третьих, Алжир не одинок в своих намерениях увеличить имеющийся объем внешних поставок, так как он эффективно сотрудничает с ведущими международными концернами, которые умеют адекватно оценивать имеющиеся политические, экономические и правовые риски и просчитывать возможные потери и дивиденды.

Так как крупные европейские игроки реализуют совместные с алжирской стороной проекты, то не остается сомнения, что потенциальная выгода от этого партнерства все же имеется.

В-четвертых, в 2013 г. в Алжире были открыты несколько газовых месторождений, в результате разработки которых государство планирует получать не менее 10 млрд куб. м природного газа в год.

Это обстоятельство позволяет алжирским властям рассчитывать на то, что высокий внутренний спрос на газ, который еще больше увеличится в ближайшие 5–10 лет, никоим образом не понизит экспортные объемы Алжира в Европу и Азию.

В-пятых, общаясь с представителями Алжира на площадке Форума стран – экспортеров газа, автору неоднократно приходилось слышать о том, что руководство страны рассчитывает не только количественно усилить имеющиеся показатели газовой отрасли, но и качественно модернизировать добычные и экспортные технологии.

Однако речь не шла о каких-либо теневых махинациях или информационных уловках, коими, например, время от времени вынужден пользоваться Иран. Напротив, алжирцы нацелены на реальные достижения в углеводородной сфере.

В перспективе Алжир способен и дальше составлять значительную конкуренцию российскому топливу в Европе, не уступая позиции на этом рынке ни «Газпрому», ни влиятельным игрокам из других стран.

Расслабляться никому не стоит, так как Алжир, являясь крупнейшим африканским поставщиком природного газа, нацелен на последующее укрепление собственных позиций на рынке ЕС, несмотря на те проблемы, которые были рассмотрены автором.

53.99MB | MySQL:107 | 0,625sec