К позиции друзских общин Сирии и Ливана по отношению к сирийскому внутриполитическому конфликту

Часть 1

Община друзов является уникальным конфессиональным образованием на Ближнем Востоке. Верования друзов представляют собой смесь исламского вероучения с гностическими и неоплатоническими доктринами. Большая часть ортодоксальных мусульман не признает друзов своими единоверцами. Внутренняя жизнь и социальная организация друзов имеет достаточно замкнутый характер. Так, согласно друзским доктринам, друзом можно только родиться. Это ведет к тому, что друзы отвергают как переход в другую веру, так и прозелитизм – привлечение иноверцев в свои ряды. В настоящее время друзская община Сирии насчитывает 400 тысяч человек, Ливана – 170 тысяч. Тем не менее, крупные политические изменения последнего столетия не обошли стороной общину друзов, вовлекая последователей этого вероисповедания в войны и революции, происходящие в регионе. Не является исключением и нынешняя гражданская война в Сирии.

Для друзского социума характерно своеобразное двоевластие. Полномочия в общине поделены между светской элитой (машаих аль-заман) и религиозной (машаих аль-дин). Основными семьями машаих аль-заман в Ливане на протяжении столетий являются аристократические роды Джумблатов и Арсланов, что обусловило соперничество между ними. Основным лидером среди друзов Ливана в настоящее время является председатель Прогрессивно-социалистической партии Валид Джумблат. На протяжении своей долгой политической биографии Джумблат неоднократно менял свою позицию по отношению к сирийскому режиму. После убийства бывшего ливанского премьер-министра Рафика Харири в 2005 году он решительно выступил за вывод сирийских войск из Ливана, вступив в антисирийскую «Коалицию 14 марта». Одним из мотивов Джумблата было намерение отомстить за гибель своего отца, выдающегося ливанского политика Камаля Джумблата, к убийству которого в 1977 году, предположительно имели отношение сирийские спецслужбы. Существует еще один фактор, объясняющий поведение лидера ПСП. Друзская община в Ливане не имеет внешних покровителей. Для суннитов таким покровителем является Саудовская Аравия, для шиитов Иран, для маронитов – Франция и в определенной степени США. Друзы, лишенные такого защитника, вынуждены маневрировать, чтобы сохранить свои позиции в нестабильной политической системе Ливана. В 2009 году, после примирения Сирии с Саудовской Аравией и достижения между этими странами политических договоренностей по Ливану, Джумблат резко изменил свою позицию, совершив покаянную поездку в Дамаск и вступив в альянс с просирийской «Коалицией 8 марта».  Однако уже с лета 2011 года, после нарастания политического противостояния в Сирии, Джумблат вновь занял враждебную позицию по отношению к официальному Дамаску.

На протяжении последних шести месяцев Валид Джумблат дал ряд интервью, интересно характеризующих его нынешнюю позицию по отношению к гражданской войне в Сирии. В феврале во время своей поездки в Саудовскую Аравию Джумблат дал интервью газете «Аш-Шарк аль-Аусат», в котором резко критиковал Запад за нерешительность по отношению к сирийскому конфликту. Интервью было дано еще до того, как США и их союзники приняли решение о военных поставках Сирийской свободной армии (ССА). В частности он утверждал, что отказ Запада поставлять оружие ССА затягивает конфликт и способствует новым жертвам в Сирии. Президента Сирии Башара Асада он охарактеризовал как «совершенного безумца», убивающего свой народ и разрушающего свою страну (1). Такая позиция Соединенных Штатов, по его словам, объяснялась намерением полностью разрушить сирийское государство как центр сопротивления Израилю на Ближнем Востоке. США, по словам Джумблата, озабочены больше всего безопасностью Израиля и поэтому «затягивают страдания сирийского народа». Что же касается России, то она, по оценкам Джумблата, стремится вернуть свою мощь, присущую ей во времена царизма и расширить сферу влияния на Ближнем Востоке. При этом он не исключил наличие тайного российско-американского сговора. Досталось от Джумблата и Ирану, который, по его мнению, теряет свой авторитет, поддерживая Асада, и использует Ливан как разменную карту в дипломатической игре с США(2).

Гораздо более интересными представляются рассуждения лидера ПСП о том, что войны и революции, происходящие сейчас на Ближнем Востоке, способствуют ревизии соглашений Сайкс-Пико 1916 года, во многом создавших нынешнюю ближневосточную карту. Еще в прошлом году в интервью агентству Рейтер, Джумблат сказал о том, что при колониальном разделе Ближнего Востока первоначально планировалось создание на месте Сирии четырех государств: алавитского, друзского, и двух суннитских с центрами в Дамаске и Алеппо. В настоящее время, если произойдет раздел Сирии, не исключено, что такой вариант повторится (3).

Не исключая возможность раздела Сирии, Джумблат осуществляет ряд мер, которые в будущем позволят ему влиять на сирийских друзов. В значительной степени этому была посвящена его февральская поездка в  Саудовскую Аравию. Зная, что Эр-Рияд является основным спонсором сирийских джихадистов, ливанский политик попытался заручиться поддержкой саудовского истеблишмента. Весной нынешнего года, в интервью ливанской газете «Аль-Ахбар» Джумблат заявил: «Я вместе с «Джабхат аль-нусра» против сирийского режима. Сирийский народ имеет право заключить сделку с дьяволом, только не с Израилем, чтобы бороться против Асада». В том же интервью Джумблат отметил, что считает своей главной задачей защиту сирийских друзов. Он сказал: «После падения Асада алавиты уйдут к себе в горы, а друзы останутся каплей в суннитском море» (4). В связи с этим он призвал друзов в массовом порядке дезертировать из сирийской армии и не вступать в ее ряды, резко раскритиковав генерала Исама Захреддина, отличившегося в боях с боевиками в ходе гражданской войны.

Таким образом, не исключая варианта распада Сирии, Джумблат подыскивает себе новую роль в меняющемся мире ближневосточной политики. Следует отметить, что не вся друзская община Ливана солидарна с позицией Джумблата. Во время визита Джумблата в Эр-Рияд его соперник за влияние на ливанских друзов, лидер Демократической партии Ливана эмир Талал Арслан совершил демонстративную поездку в Дамаск, где встретился с президентом Башаром Асадом и выразил ему полную поддержку. В своем интервью ливанской газете «Ас-Сафир» он отметил, что «Правительство Сирии контролирует большую часть регионов страны, а сирийская армия делает значительные успехи». Он подтвердил Асаду поддержку в защите единства территории и народа Сирии, отметив, что «друзский народ является ее интегральной частью»(5). В поддержку Асада высказался и другой просирийский политик из друзской общины Ливана – Виам Ваххаб. Он пообещал жителям сирийского региона Джебель-Друз всемерную поддержку, включая военную против террористов (понимая под ними боевиков ССА).

Впрочем, влияние друзских политиков Ливана на ситуацию в Джебель-Друз и в Сувейде ограничено. Местные друзские кланы живут по своим законам и руководствуются собственной логикой, выживая в это сложное для всех сирийцев время.

 

  1. Walid Jumblatt on the Fate of Syria and Lebanon. //http://www.aawsat.net/2013/03/article55295274
  2. Там же
  3. Интервью агентству Рейтер 9.09.2012 г.
  4. Jumblatt: “I Am With al-Nusra Front Against Assad”.// http://english.al-akhbar.com/node/15162
  5. Claire Chakar. Lebanese Druze Leaders Divided on Syria.// http://www.al-monitor.com/pulse/politics/2013/02/druze-syria-divided.html#ixzz2XuocdLYo
54.21MB | MySQL:107 | 0,666sec