После освобождения порта Кисмайо и ухода отрядов исламистской группировки «Аш-Шабаб» из основных населенных пунктов на территории бывшего Сомали перед контингентом Афросоюза АМИСОМ и поддерживающими их западными странами встала задача выработки надежной системы безопасности в районе Африканского Рога. Она должна в среднесрочной перспективе обеспечить живучесть переходного правительства в Могадишо, а также позволить в значительной степени минимизировать негативные последствия от операций пиратов в указанном регионе.
Отряды «Аш-Шабаб» при этом сохраняют свою численность, достаточную для того, чтобы развернуть на территории Сомали активную партизанскую и диверсионную борьбу. Но на ее масштабы и активность в настоящее время влияют несколько факторов. Первый – исламисты лишились источников внешнего финансирования. Это связано с отказом продолжить финансовую поддержку исламистов из стран Персидского залива, прежде всего КСА и Йемена. Причем в последнем случае речь идет не о прямом финансировании, а о совместных криминальных операциях руководства «Аш-Шабаб» и части бывшей йеменской элиты по контрабанде оружия, товаров широкого спроса и переправке на Аравийский полуостров нелегальных эмигрантов. С потерей Кисмайо и уходом на политическую периферию прежней политической элиты в Йемене такая возможность пополнения своих финансовых ресурсов у сомалийских исламистов исчезла. Одновременно новые власти Йемена проводят в последнее время широкомасштабные мероприятия по выдавливанию и депортации из страны нелегальных эмигрантов, в том числе и из бывшего Сомали. Отметим, что режим бывшего йеменского президента А.А.Салеха являлся одним из важных «теневых» факторов живучести «Аш-Шабаб» и с его сменой сомалийским исламистам пришлось перестраивать свои схемы финансирования, что в должной степени они сделать не сумели. Попытки обложить рэкетом кланы, специализирующиеся на пиратстве, проходили с переменным успехом, а с потерей портов и оттеснения «внутрь» Сомали эта возможность поступления денег становится и вовсе призрачной.
Поступления из КСА прекратились уже сравнительно давно. Приход к власти правительства Мухаммеда и его опора на местные кланы, которые идеологически близки к «Братьям-мусульманам», стимулировали Эр-Рияд на поддержку именно этого сегмента с целью легализации своего влияния на Африканском Роге. В условиях «арабской весны», которая создала все условия по приходу к власти конституционным путем идеологически близких к саудовцам групп местных элит, сняла с повестки дня вопрос о задействовании в прежних масштабах отрядов откровенных джихадистов. Плюс ситуация в Сирии диктует для Эр-Рияда необходимость концентрирования всех основных сил и средств именно на этом направлении.
При отсутствии финансирования «Аш-Шабаб» в среднесрочной перспективе не сможет проводить широкомасштабные наступательные операции и сконцентрируется в основном на набегах и грабежах гуманитарных конвоев с целью пополнения запасов продовольствия. В настоящее время разрозненные отряды этой группировки дислоцируются в Южной Джубе, по периметру сомалийских анклавов Сомалиленда и Путленда.
В этой связи перед АМИСОМ и Западом встает вопрос о создании некой модели безопасности, которая в случае своей эффективности, сможет стать основным инструментом по сохранению контроля над кризисными ситуациями в Африке и на Ближнем Востоке. Как представляется, эта концепция подразумевает апробированные в Ираке и Афганистане схемы по гибридному задействованию регулярных воинских контингентов и частных охранных фирм с постепенным увеличением пропорционального присутствия последних. В данном случае войска АМИСОМ остаются в Могадишо и Кисмайо в качестве гарантии стабильности в этом районе, а частные охранные структуры начинают выполнять роль основного куратора тренировочных мероприятий для непосредственно сомалийских воинских подразделений. Одновременно частные фирмы берут под свою охрану жизненно важные объекты присутствия и проживания западников, а также контроль за месторождениями природных ископаемых, к разведке и разработке которых иностранные компании проявляют все больший интерес. Такой формат позволяет избежать ненужных юридических коллизий, минимизировать внешнеполитические риски в связи с проведением «деликатных операций» и освободить значительные силы регулярных войск для выполнения более важных задач.
Гибридные схемы подразумевают широкое взаимодействие армии и частных охранных структур, которое в большинстве случаев напоминает симбиоз. Так, американские инженерные войска занимаются обустройством военно-тренировочного лагеря Лемоньер в Джибути, значительная часть которого уже в настоящее время используются частными охранными структурами. Например, такими как канадская GardaWorld. Представители последней в настоящее время ведут активные переговоры с новым министром внутренних дел Сомали на предмет открытия своей штаб-квартиры в Могадишо, которая должна стать региональным центром этой группы. Другая тесно связанная с Пентагоном и финансируемая американским правительством структура Bancroft Global Development занимается тренингом новой сомалийской армии. PAE Government Services (США) работает в Сомали исключительно по контрактам Вашингтона для выполнения «специальных операций», в которых в силу их «деликатности» нельзя использовать правительственные силы. Британская Sterling Corporate Services по контракту с правительством ОАЭ выполняет работы по подготовке морской и пограничной охраны в Пунтленде.
Такая же схема, кстати, задействуется и в Мали, где подготовкой войск контингента ЭКОВАС уже сейчас занимаются инструкторы из той же GardaWorld. Это позволяет начать процесс обучения, не дожидаясь официальной резолюции Совета Безопасности ООН по «малийскому досье».