Визит египетского премьер-министра Х.Кандиля полностью вписывается в логическую схему происходящего в секторе Газа. Особо отметим мотивировку этого визита: «выражение солидарности с палестинским народом», что следовало предвидеть правящей сейчас в Израиле коалиции, прежде чем ввязываться в затяжной конфликт с палестинцами. А в том, что именно такой сценарий сейчас разыгрывается, остается все меньше и меньше сомнений. Вообще любые предвыборные кампании (и не только в Израиле) в настоящее время чреваты излишней демонстрацией жесткости, от которой «у холопов чубы трещат». В этой ситуации важно «не переборщить» и держать ситуацию под контролем. Необходимо учитывать простой закон: чем больше разрастание конфликта, тем меньше возможности для его контроля. Конфликт при прохождении «мертвой точки» начинает жить по своим законам. И тогда эффект от первоначально задуманного («показать жесткость и принципиальность при защите мирного населения») начинает становиться обратно-негативным. И в таком случае полная поддержка населения начинает превращаться в раздражение.
Несомненно, что на обстрел своей территории необходимо отвечать предельно жестко. Но в данной ситуации очень важна осмысленность в действиях и пределах проводимых «ответных мер». Можно и необходимо было осуществить «акцию возмездия» против А.Джабари за его участие в «деле Шалита». Но не в данной ситуации. В данной ситуации важно четко просчитывать внешнеполитические риски, а не только вопрос поднятия своего рейтинга под конкретные выборы. Рейтинг может пострадать в результате лишь одной неправильной акции. А к этому уже существуют определенные предпосылки: от попадания ракет в столичный район до людских потерь при возможном наземном вторжении. И это не говоря уже о позиции Каира.
В данном конкретной ситуации акции возмездия необходимо было проводить акцентировано именно на тех лиц, которые непосредственно причастны к ракетным обстрелам. Это, прежде всего, члены «Исламского Джихада». Целью операции возмездия было бы в таком случае не только жесткое размежевание между теми, кто действительно виновен в данных обстрелах и теми, кто является потенциальным врагом Израиля, но и четкий политический посыл тому же Каиру.
Отдельные вопросы возникают к эффективности армейской машины Израиля. По официальным данным ЦАХАЛа, боевики выпустили 450 ракет, из которых только 130 были перехвачены суперновой и технологичной системой ПВО «Железный купол», на которую были затрачены огромные средства налогоплательщиков. Отметим, что большинство ракет не являются «вершиной технологической мысли», а делаются практически «на коленке» с помощью «ножовки и молотка». Израильтяне нанесли по сектору Газа на 16 ноября 150 ударов, в результате которых погибло 15 человек. Боевиков из них только 7. Отсюда следует вывод о низкой эффективности огня, поскольку даже в случаях подрывов складов с боеприпасами, число жертв должно быть кратно большим. И дело здесь не в сверхточном оружии или гуманности израильских военных. Вновь возникает тема активной информационно-пропагандистской кампании с обеих сторон конфликта. И уменьшение количества выпущенных ракет здесь не является показателем успеха, поскольку это может быть следствием совершенно других причин: начиная от желания ХАМАСа прекратить боевые действия до чисто временных передышек для изготовления новых «штук».
Возвращаясь к политическим последствиям происходящего, отметим, что в случае наземной операции в секторе Газа негативные риски для Израиля возрастут. Она приведет к неминуемым жертвам среди мирного палестинского населения, а это резко изменит оценку значительной части международного сообщества, не говоря уже о различных правозащитных организациях. Абсолютно нелепым здесь выглядит довод некоторых аналитиков о том, что Израилю на это наплевать. Ситуация и нервотрепка с той же операцией «Литой свинец» попортили много крови израильским политикам.
Но самое главное, что не просматривается некой целостной долговременной стратегии израильского руководства на «палестинском направлении». Вопрос о физической ликвидации структур Палестинской национальной администрации и возвращения суверенитета Израиля над этими территориями будет самым плохим и неперспективным выходом из ситуации. Это ознаменует собой резкий рост популярности ХАМАСа и «Исламского джихада», а также начало новой интифады, которую в полной мере будет поддерживать нынешнее египетское руководство. Плюс очень сильная «головная боль» от увеличения объемов и рисков террористических угроз и поддержания режима безопасности на территории находившихся под контролем ПНА. Не говоря уже об экономических издержках.
Поддержание инициативы Каира означает международное признание ХАМАСа в качестве партнера по БВУ, что для премьер-министра Израиля Б.Нетаньяху неприемлемо в принципе. Отсюда спорадические всплески активности и «операции возмездия» без ясного понимания того, что же делать дальше.