Нарушения прав человека в Иране

Соблюдение прав человека в Иране много лет является предметом обеспокоенности мирового сообщества. Уже в нынешнем году это проявилось в том, что руководители стран «большой восьмерки» выпустили совместную декларации, где говорится:»Мы по-прежнему серьезно обеспокоены продолжающимся подавлением демократических прав в Иране. В то же время мы сожалеем о насилии, которое привело к человеческим жертвам в стране». Эта декларация призвала руководителей Исламской Республики Иран прекратить репрессии против собственного населения и уважать взятые на себя международные обязательства, снять ограничения на свободу передвижения для лидеров оппозиции. Она осуждает казни, репрессии против иранских граждан, давление на правозащитников, юристов, журналистов, блогеров, представителей религиозных меньшинств. Для давления на лидеров страны в целях смягчения ситуации с правами человека ЕС в апреле нынешнего года инициировал и ввел в действие санкции в отношении ряда деятелей иранского руководства по причине их вовлеченности в процессы подавления прав человека. Санкции включают, в том числе, и запрет на их въезд в страны Евросоюза.

В связи с проведением в этом месяце в Нью-Йорке ежегодного заседания Генеральной Ассамблеи ООН иранские правозащитные организации обратились к журналистскому сообществу, освещающему это мероприятие, задать к президенту Ирана Махмуду Ахмадинежаду вопрос о том, как соблюдаются в его стране базисные права человека. Журналистов просят спросить Ахмадинежада и о том, когда, наконец, освободят из-под домашнего ареста лидеров протестного движения – бывшего премьер-министра страны мир-Хоссейна Мусави и экс-спикера парламента Мехди Кярруби. Иранские оппозиционеры утверждают, что Иран бьет все мировые рекорды по количеству совершаемых в стране казней. В орбиту этого исключительного наказания попадают в Иране многие политзаключенные и узники совести. Иран лидирует и по жестокости обращения с осужденными и последственными, изобретательности и жестокости в применении пыток и истязаний. Лишь за 8 месяцев текущего года в Иране проведено более 200 казней. За прошлую неделю их было более 30. Только в течение четверга 15 сентября в стране прошло 11 казней. Двумя днями раньше без огласки повесили 15 осужденных в тюрьме района Торбате-Джам в центре страны. Об этом сообщили иранские правозащитники, иранские же СМИ дали информацию лишь о 2 случаях. Накануне пресса сообщила и о 2 казнях в районе Даштестан южноиранской провинции Бушир. Все казни проведены путем повешения. Среди казненных имеются и несовершеннолетние. Чтобы обратить внимание на это, некоторые международные женские организации решили организовать бойкоты всех проводимых иранским президентом публичных встреч, которые запланированы в крупнейшем городе Америки. В частности, такое намечено провести во время его традиционной лекции в Колумбийском университете и приема в его честь в этом же учебном заведении.

В последний месяц в Иране стали довольно распространенной практикой случаи ареста правозащитников и юристов движений за права человека. На днях «Эмнести интернэшнл» выступила с обращением к иранскому правительству, требуя немедленного освобождения Абдолфаттаха Солтани – связанного с правозащитным движением юриста, арестованного в день, когда он направлялся в здание прокуратуры Тегерана. Солтани называют одним из бесстрашнейших борцов с правовым произволом в Иране. В середине сентября европейская пресса не раз выражала обеспокоенность судьбой иранского адвоката Насрин Сотудэ, занимавшейся правозащитной практикой. Ранее в Иране были арестованы три женщины –юриста. Марьям Киянерси, Мариям Карбаси и Сару Сабагиян схватили в международном аэропорту столицы по прилете из-за границы. Вина всех троих в том, что они подписали открытое письмо с требованием освободить Насрин Сотудэ, которая оказывала помощь активистам оппозиции, подвергшимся преследованиям после президентских выборов 2009 г., а также посмела защищать лауреата Нобелевской премии мира, иранскую правозащитницу Ширин Эбади. Три юристки подписали петицию протеста и против ослабления правовых ограничений полигамии в Иране. Сотудэ уже длительное время пребывает в тюрьме и в ее отношении применяются различные противоправные действия. В среду 14 сентября был оглашен приговор – 6 лет тюремного заключения с последующим запретом заниматься юридической практикой в течение 10 лет. Озабоченность судьбой Насрин Сотудэ и десятков других узников иранских тюрем высказала в специальном заявлении несколько дней назад комиссар по внешней политике ЕС Кэтрин Эштон. Уже после ее заявления в тюрьмах Исламской Республики Иран оказались еще несколько активистов иранского правозащитного движения. Для них в Иране достаточно широкое поле деятельности, ибо в последнее время тюрьмы страны переполнены политическими заключенными, в том числе – женщинами.

В международной прессе выражается обеспокоенность и судьбой двух американских туристов — Джейн Бауэр и Джош Фаттал. В отношение этих американских граждан президент Махмуд Ахмадинежад в телевизионном интервью телекомпании NBC несколько дней назад дал обещание, что Джейн Бауэр и Джош Фаттал будут вскоре освобождены .Ахмадинежад преподнес это как жест доброй воли в преддверии визита в Нью-Йорк для участия в заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Американцев задержали летом 2009 года при пересечении границы со стороны Ирака, обвинили в шпионаже и дали 8 лет тюремного заключения. Инцидент можно было считать исчерпанным, однако буквально через несколько часов после заявления Ахмадинежада последовало выступление пресс-секретаря судебной системы ИРИ, который заявил, что президент превысил свои полномочия и никакого освобождения «шпионов» не будет. Госекретарь США Х. Клинтон, тем не менее, считает, что нет причины для беспокойства и осужденные скоро вернутся домой. Действительно, задержка связана с внутренними разборками в иранском руководстве, непреходящими конфликтами между приверженцами религиозного лидера и президента. Эти противоречия не носят пока еще чрезмерно принципиального характерно и призваны показать силу каждой из сторон. Ожидать чрезмерного упорства здесь не приходится, так что освобождение американских узников, скорее всего, состоится со дня на день. Со своими узниками дело обстоит гораздо тревожней.

Аресты правозащитников походят в Иране практически ежедневно. Вот несколько фактов начала сентября 2011 г. В г. Амоль силами Министерства безопасности арестованы две правозащитницы, активисты женского движения – Фереште Ширази и Элхам Мохсени. Их тут же перевезли в местную тюрьму. Обе женщины обвинены в сборе подписей под петицией в защиту женского равноправия в стране. Во время ареста в Табризе другой активистки женского движения – Фаранг Фарид, она была подвергнута зверскому избиению со стороны сотрудников МВД. В результате, у нее была сломана рука, порвана ушная перепонка, и она лишилась слуха. Еще до ареста ее не раз допрашивали, требуя признаний в антигосударственной пропаганде, оскорблении существующего строя и действиях, способных принести ущерб безопасности страны. Фаранг Фарид достаточно известна в стране, она была секретарем первого съезда женщин Иранского Азербайджана в 1994 г. и ответственным редактором женского приложения журнала «Дилмадж». В этот раз она была арестована за участие в экологическом движении с лозунгами спасения озера Урмие от усыхания. Мирная демонстрация была жестоко разогнана силами безопасности. Кстати, 15 сентября, когда в центре североиранского города Ардебиля проходила встреча с президентом Ахмадинежадом, в двух кварталах от места встречи завершалась такая же экологическая демонстрация по спасению озера Урмие, которая также была жестоко разогнана полицией.

О произволе сил безопасности говорит и история Рамина Якуби, 22-летнего жителя г.Доруда в провинции Луристан на севере Ирана. Несколько недель назад наряду сил безопасности показалась странной компания молодых людей в окрестностях этого города. Их арестовали и препроводили в полицейский участок. Затем всех задержанных, кроме одного, освободили под залог. Рамин Якуби, родственники которого не сумели найти денег для залога, оставили в камере предварительного заключения. Затем специальная группа везет его в суд, но пути его избивают, и в таком виде доставляют прямо в тюрьму. В тюрьме ему становится совсем плохо, Рамина везут в больницу, где через 5 часов он умирает. Его мать в интервью агентству Джарас – органу послевыборного протестного движения в Иране – сказала, что сына задержали совершенно беспричинно, никакого обвинения не предъявили. «Мне больно, что убили моего сыночка, который не был связан ни с политикой, ни с наркотиками. Как же можно задерживать первого попавшегося и делать с ним все, что заблагорассудится?». Властям можно делать можно все, что угодно. Так, в стране до сих пор применяются «таазират-э эслами» — специальные исламские наказания, попахивающие темным средневековьем. Вот пример, обошедший на днях оппозиционную прессу. Самия Тоухидлу была активным участником предвыборного штаба кандидата в президенты Мир-Хоссейна Мусави более двух лет тому назад. Летом того же 2009 г. ей определили наказание – розгами. Оно было проведено в истекшую среду. Самия, которая учится в докторантуре факультета социальных наук Тегеранского университета, получила 50 ударов розгами по спине в печально знаменитой столичной тюрьме Эвин. Чтобы девушка не сопротивлялась, ее руки и ноги связали цепью.

Как видно даже из приведенных примеров, ситуация с правами человека в Иране чрезвычайно тревожна. Любой шаг в направление ее смягчения, любая апелляция к иранскому руководству в этой связи, в том числе – в рамках ежегодного заседания Генеральной Ассамблеи ООН, не могут считаться неэффективными.

54.13MB | MySQL:106 | 0,561sec