К итогам 10-го саммита Организации тюркских государств в Астане. Часть 6

2-3 ноября в Астане (Казахстан) прошел 10-й по счету саммит Организации тюркских государств (ОТГ). Продолжаем анализировать итоговую декларацию мероприятия.

Часть 5 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=103358.

Напомним, что прошлую часть нашей публикации мы закончили рассмотрением раздела итоговой декларации, которая озаглавлена как «Взаимодействие со внешними сторонами».

Отметим, что в перечне векторов, в направлении которых планирует двигаться Организация тюркских государств в плане установления и развития связей с внешними игроками, наличествуют международные организации, в первую очередь, ООН, с ними соседствуют ОИС и ЛАГ. Планируется продвижение организации в странах Запада, в первую очередь, в ЕС (про инициативу провести мероприятия в Женеве отдельно стоит упомянуть, хотя, в данном конкретном случае, не стоит преувеличивать конкретно это действие). Однако, северное направление – Россия и её интеграционные проекты – в итоговой декларации ОТГ отсутствуют.

На то видится, как минимум, две причины:

  1. Проект ОТГ и интеграционные инициативы РФ являются не просто конкурирующими, они – как сообщающиеся сосуды в том смысле, что усиление одного объединения означает ослабление другого.
  2. Проект ОТГ изначально игнорировался российской стороной в рамках комбинации непринятия всерьез этой структуры и опасения её ненужного укрепления своим участием.

Была ли правильна позиция игнорирования ОТГ, принятая Российской Федерацией? Заметим, достаточно классическая позиция, где российская сторона сразу занимает оборонительную стойку, не пытаясь попробовать альтернативные подходы. Допустим, Турция в таких ситуациях стремится обеспечить себе участие буквально везде, даже в конкурирующих проектах, исходя из того тезиса, что ОТГ-отсутствие – оно и есть ОТГ-отсутствие. В том смысле, что, только находясь внутри процесса можно и правильно его оценивать, и влиять на него, разумеется, в рамках своих интересов. Принципиально другая дипломатическая школа Турции, которая построена на том, чтобы присутствовать везде по максимуму, совершенно по-другому смотрит на то, что делать надо и что правильно, чем российская школа, которая привыкла быть более автономной и самой находиться в эпицентре мировых событий. Вопрос заключается лишь только в том, насколько последнее адекватно реалиям третьего десятилетия 21-го века, когда происходят достаточно серьезные изменения геополитического ландшафта.

Завершаем цитирование документа:

«153. Поздравляем Республику Узбекистан с успешным председательством ОТГ в 2022-2023 годах под девизом «Новая эра тюркской цивилизации: на пути к общему развитию и процветанию» и высоко ценим ее большой вклад в деятельность Организации.

  1. Одобряем значительные достижения в деятельности Секретариата ОТГ со времени последнего очередного Саммита, представленные Генеральным секретарем Кубанычбеком Омуралиевым в его отчете, и подчеркиваем необходимость укрепления потенциала Секретариата для эффективного выполнения его растущих задач.
  2. Выражаем признательность уходящему в ОТГтавку заместителю генерального секретаря ОТГ г-ну Ержану Мукашу и президенту Фонда тюркской культуры и наследия (TCHF) г-же Гюнай Эфандиевой за их вклад.
  3. Принием решение о проведении 11-го Саммита ОТГ в 2024 году в Кыргызской Республике.

Главы государств выражают глубокую благодарность Е.П. Касым-Жомарту Токаеву, Президенту Республики Казахстан, за успешное завершение работы юбилейного 10-го саммита ОТГ и признателен за теплое гостеприимство Правительства и народа Казахстана. Они приветствуют вступление Республики Казахстан на пост председателя ОТГ до следующего Саммита. Подписано 3 ноября 2023 года в Астане на азербайджанском, казахском, кыргызском, турецком и узбекском языках».

Итак, подводим черту под очередным саммитом Организации тюркских государств.

Первое и главное, что обращает на себя внимание – это то, что ОТГ продолжают большую работу по созданию фундамента на стратегическую перспективу. Безусловный акцент делается на воспитании в тюркском духе подрастающего поколения через принятие общих учебников истории, географии и литературы. Отдельных слов заслуживает создание Тюркского географического общества.

С другой стороны, можно видеть большой объем практической работы, которая проводится в транспортно-логистической сфере. Совершенно понятно, что именно общая логистика – это ключ к успешной физической интеграции стран-участниц ОТГ.

И, наконец, третье – это перспективные области сотрудничества: космос, цифровые технологии, военно-промышленный комплекс. По всем этим направлениям, вне зависимости от текущего положения дел и наличия глобального преимущества, сторонами достигаются стратегические договоренности. Заметим, что аналогичных договоренностей, в тех же цифровых технологиях, между Россией и Турцией нет. Российско-турецкие отношения, в последний раз видели подписание таких широких документов, в 2009 году, когда было подписано несколько ключевых энергетических протоколов.

И, в заключение, создаваемый механизм гражданской обороны (по сути единый МЧС), который должен заработать до конца этого года, — это важный шаг к тому, чтобы превратить ОТГ в военно-политический блок. Заметим, что последние события вокруг Армении и ОДКБ играют объективно на это.

55MB | MySQL:108 | 0,698sec