Как представляется, подготовка сектора Газа к военным (боевым) действиям вооруженными формированиями ХАМАСа против Государства Израиль (в соответствии с оперативными стратегиями западной военной науки) проходила заблаговременно в двух основных направлениях:
перевод гражданского сектора на военное положение;
оперативное (для ХАМАСа – это стратегическое) развертывание воинских формирований и подготовка их к боевым действиям.
Перевод гражданского сектора на военное положение
В рамках непосредственной подготовки анклава к военным (боевым) действиям (а именно, ответным действиям Государства Израиль) был реализован комплекс мероприятий в политической, идеологической и экономической областях, а также по организации гражданской обороны. Основная цель перевода гражданского сектора на военное положение заключалась в создании необходимых условий для обеспечения потребностей вооруженных формирований ХАМАСа, минимизация потерь среди гражданского населения и личного состава боевых и обеспечивающих подразделений.
Подготовка к переводу гражданского сектора на военное положение проводилась заблаговременно с усилением контрразведывательного противодействия израильским спецслужбам (Моссад, АМАН, ШАБАК и др.). Планированием и осуществлением мероприятий по подготовке гражданского сектора к войне в мирное время занимались центральные административно-политические органы, как в самом секторе Газа, так и за его пределами (в местах проживания палестинского населения и мусульманских странах), а также местные органы.
Основными мероприятиями, осуществленные при переводе на военное положение гражданского сектора, как представляется, были:
В политической области:
— проведение внешнеполитических актов, направленных на создание благоприятных условий и взглядов для ХАМАСа на вероятные ответные действия ЦАХАЛа и успешного ведения вооруженными формированиями боевых действий начального этапа, предотвращение военно-политической и гуманитарной изоляции сектора Газа в арабском (мусульманском) мире и особенно на международной арене;
— скрытая активизация внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности для формирования устойчивых и выгодных ХАМАСу двухсторонних отношений с внешним миром с целью создания каналов для осуществления операций военного характера и источников морально-политической поддержки воюющего ХАМАСа;
— проведение внутриполитических актов по мобилизации населения сектора Газа для успешного решения задач военного противостояния;
— введение особых правил в сфере снабжения населения продовольственными и промышленными товарами;
— усиление (в мирное время и начальный этап вооруженного конфликта) охраны учреждений военно-политического и экономического управления сектором Газа;
— введение чрезвычайных контрразведывательных условий по охране политических и военных секретов;
— проведение специальных контрразведывательных, агентурно-разведывательных, информационно-психологических и информационно-деструктивных операций, мероприятий и акций в Израиле и странах, его поддерживающих;
— ужесточение порядка учета населения (особенно пригодного к службе в вооруженных формированиях), контроль и ограничение передвижения по сектору Газа;
— ужесточение контроля за въездом в сектор Газа и выездом из него;
— ужесточение контроля за деятельностью иностранцев в секторе газа и ограничение их передвижения по стране.
В идеологической области главная цель заключается в мобилизации духовных возможностей личного состава вооруженных формирований и всего населения сектора Газа, направленных на повышение их способности выдержать все испытания предполагаемых боевых действий, обеспечить сохранение статуса территории и нанесение морально-политического ущерба Государству Израиль и его союзникам. Предусматривается установление полного контроля над средствами массовой информации, введение военной и ужесточение исламской цензуры, запрещение деятельности всех политических партий и организаций, резкая активизация религиозной пропаганды.
Перевод экономики на военное положение является важнейшим направлением подготовки анклава к боевым действиям. Основным органом управления по переводу экономики (в общепризнанном понимании) сектора Газа, а также всех зарубежных структур (включая расположенных на израильской территории) на режим работы в условиях вооруженного конфликта является некий «комитет экономического содействия обороне», созданный и функционирующий за рубежом (по некоторым данным, в Катаре с отделениями в Турции, Ливане и, возможно, в Иране). Контроль за исполнением распоряжений и указаний «комитета» осуществляют соответствующие территориальные и отраслевые комитеты как в секторе Газа, так и за рубежом.
В целом мобилизационные возможности экономики сектора Газа, как и Палестинской национальной администрации, весьма ограничены. Несмотря на это, военно-политическим руководством ХАМАСа был разработан и очевидно претворен в жизнь план комплексных мероприятий, направленных на развитие и модернизацию всех важных отраслей экономики (главным образом, логистики вооружения и военной техники из-за рубежа от поддерживающих ХАМАС и палестинское движение структур), прежде всего связанных с обеспечением ведения боевых действий, и подготовки их к переходу на режим работы в чрезвычайных обстоятельствах.
При этом, уже в мирное время предусматривалось:
— заблаговременное создание распределенных запасов промышленных товаров, продовольствия, горюче-смазочных материалов, источников электроснабжения, строительных материалов, медикаментов и воды для интенсивного обеспечения в военное время;
— оснащение имеющихся так называемых предприятий ВПК технологическим оборудованием, закупленным за рубежом (в основном, бывшем в употреблении);
— закупка и освоение новых технологий, необходимых для производства основных видов оружия и военной техники (ракетное оружие безэкипажные машины наземного, воздушного и морского применения);
— целенаправленная подготовка кадров для местного ВПК как в секторе Газа, так и поддерживающих его странах;
— заблаговременное размещение заказов на предприятиях гражданского сектора за рубежом для производства продукции двойного назначения.
В соответствии с разработанным планом в начальный период перевода экономики на военное положение предусматривался и реализовывался широкомасштабный комплекс мероприятий, к основным из которых относятся:
— введение строжайшего режима экономии сырья и материалов;
— установление контроля над сектором производства и распределения;
— введение (полное или частичное) строгой системы распределения материальных благ;
— рассредоточение военного производства за счет переоборудования определенных гражданских предприятий на выпуск военной продукции;
— усиление охраны и проведение мероприятий по маскировке и обеспечению живучести промышленных объектов;
— создание ложных экономических объектов;
— эвакуация материальных ценностей;
— активизация деятельности военизированных строительных и производственных организаций.
В области гражданской обороны руководством ХАМАСа с первого дня захвата власти в секторе Газа проводилась огромная работа.
Общее руководство ГО сектора Газа возложено на муниципальные органы полиции. Непосредственное планирование ГО, организацию и контроль за подготовкой специальных подразделений проводит штаб ГО, расположенный в Газе. Штабу подчиняются муниципальные отделы ГО, которыми и формируются отряды и команды ГО.
Помимо этого, вопросы организации и проведения гражданской обороны курирует военное руководство ХАМАСа.
Основными задачами гражданской обороны Ирана являются:
— обеспечение защиты населения от обычных средств нападения ЦАХАЛа;
— сохранение устойчивости работы экономического сектора Газы;
— проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения противником гражданских объектов.
Как показал опыт боевых столкновений с ЦАХАЛом и нынешнее состояние дел в области защиты населения от обычных средств нападения противника, возможности по решению этой задачи у руководства сектора Газа остаются весьма ограниченными.
Таким образом, анализ состояния гражданской обороны Газы свидетельствует, что ГО анклава позволяет лишь частично решать возложенные на нее задачи по защите населения. При этом она слабо подготовлена к выполнению задач в условиях активного ведения боевых действий. Однако руководство ХАМАСа и его союзников заранее спланировало в предшествующие годы ряд шагов по повышению эффективности ГО, в первую очередь в области строительства защитных (коммуникационных) сооружений, развития сети пунктов медицинского и санитарно-гигиенического обслуживания населения. Тем не менее, по всей видимости, даже к 2023 году гражданская оборона анклава не смогла в полном объеме обеспечить выполнение стоящих перед ней задач.