Как будет выглядеть сектор Газа на следующий день после войны?

 по материалам Международного института исследований Ближнего Востока и Балкан (IFIMES *, Словения)

Нет сомнений в том, что операция, проведенная ХАМАСом 7 октября, потрясла Израиль примерно так, как это было октябрьскую войну 1973 года, начатую Египтом и Сирией ровно полвека назад.   Боевики ХАМАСа преодолели знаменитый «непроходимый барьер», оснащенный датчиками, камерами и другим оборудованием наблюдения и окруженный подземной металлической стеной глубиной в несколько метров. Стена безопасности протянулась на 65 километров, начиная от границы с Египтом, опоясывая сектор Газа и простираясь до моря. Его рассматривают как «высокотехнологичную жемчужину», предназначенную для обеспечения герметичной осады Газы.

Сама по себе эта операция  представляет собой значительное поражение Израиля, независимо от исхода этого противостояния в обозримом будущем. С точки зрения масштаба, ХАМАС провел свои атаки, используя непредвиденные военные возможности на всех фронтах: на суше, на море и в воздухе. Это представляет собой значительную эволюцию по сравнению с предыдущими атаками, которые ограничивались (неизбирательным) запуском самодельных ракет по израильским городам и поселениям. В израильских оценках преобладает сравнение неудач в этом конфликте с неудачами в октябрьской войне 1973 года. Однако израильские аналитики подчеркивают, что, хотя провал 1973 года был результатом отдельных ошибок в руководстве военного истеблишмента, нынешний провал отражает развал всего военного аппарата и службы безопасности. Более того, в 1973 году Израиль противостоял двум самым мощным арабским армиям, а именно Египту и Сирии, тогда как в недавних событиях он столкнулся с негосударственным субъектом в виде группировки боевиков, насчитывающей, по оценкам, около тридцати тысяч членов.

Политика Израиля

То, с чем в настоящее время сталкивается Израиль и по какому пути он стремится идти, напоминает то, с чем столкнулись Соединенные Штаты после террористических атак 11 сентября 2001 года, когда был уничтожен символ экономической мощи США в Нью-Йорке. В настоящее время, после нападения ХАМАСа, Израиль нуждается в войне больше, чем когда-либо, чтобы восстановить уверенность израильтян в безопасности и стабильности, а также подтвердить убежденность в том, что Израиль является единственным государством и убежищем для еврейского народа. Уважаемый израильско-американский писатель и журналист Йоси Кляйн Халеви из Института Шалома Хартмана считает, что Израиль «сейчас стал самой опасной страной в мире для евреев». Эта война потенциально может ознаменовать политический конец премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху (Ликуд), независимо от ее возможных исходов. Израильский следственный орган, Комиссия Аграната, опубликовал свой отчет о войне 1973 года, состоящий из трех частей. Промежуточный доклад, опубликованный 1 апреля 1974 года, призывал к увольнению ряда старших офицеров ЦАХАЛа и вызвал такие споры, что тогдашний премьер-министр Израиля Голда Меир была вынуждена подать в отставку. Ожидается, что аналогичная комиссия будет создана по завершении войны против ХАМАСа, как это принято в Израиле после большинства его вооруженных конфликтов. В ближайшем будущем оппозиция, скорее всего,  может заручиться значительной поддержкой в израильском обществе,  на фоне своей предыдущий критики  в адрес правого правительства во главе с Нетаньяху, что поставит под сомнение жизнеспособность его правительства после окончания боевых действий. 29 декабря 2022 года, во время передачи полномочий, лидер оппозиции и уходящий в отставку премьер-министр Израиля Яир Лапид обратился к новому правительству во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху. Он заявил: «Мы отдаем вам государство, которое находится в отличном состоянии. Постарайтесь не разрушить его», — и добавил, что его правительство «достигло соглашения с Ливаном о демаркации морских границ, остановило повторное подписание ядерного соглашения с Тегераном и заложило основу для взаимного признания с Саудовской Аравией». Светская ориентация израильской оппозиции будет набирать обороты, особенно в связи с тем, что она призывает положить конец политическому влиянию религиозных партий. Это направлено на то, чтобы предотвратить неожиданные вооруженные конфликты в Израиле, которые часто начинаются именно во время религиозных праздников.

Позиция Палестинской национальной администрации на Западном берегу

Продолжающаяся война между ХАМАСом и Израилем продемонстрировала, что палестинские власти во главе с главой ПНА Махмудом Аббасом больше не имеют никакого влияния на ход событий. С другой стороны, ХАМАС сумел заявить о себе как о главном действующем лице в существующем уравнении благодаря своей внезапной и беспрецедентной атаке, диктующей политическую и военную повестку конфликта. Аббас осудил то, что он назвал «практикой убийств гражданского населения» как с израильской, так и с палестинской стороны, призвав движения ХАМАС и «Исламский джихад» освободить израильтян, захваченных в заложники в ходе операции. Кроме того, он подчеркнул, что политика и действия ХАМАСа не представляют палестинский народ, поскольку Организация освобождения Палестины (ООП) является единственным законным представителем палестинцев. Со временем статус ПНА, установленный в соответствии с соглашениями Осло 1993 года, утратил свое значение и влияние. Создание палестинского образования, перед которым изначально стояла задача создания палестинского государства, по сей день остается приостановленным из-за непреклонной позиции Израиля на переговорах в сочетании с внутренними палестинскими разногласиями. В Газе ХАМАС силой сверг ПНА в 2007 году. Махмуд Аббас занимает пост главы ПНА более 18 лет, несмотря на то, что его мандат официально истек в 2009 году. Тем не менее, он продолжает занимать свой пост без проведения выборов, к которым призывали политические группировки и значительная часть палестинского населения. В настоящее время палестинские власти не осуществляют никакого контроля над Газой и ХАМАСом  и не имеют никакого влияния на Израиль, оказавшись на незначительном месте в текущем развитии событий.

Политика России в отношении конфликта

Официальная позиция России по израильско-палестинскому конфликту: Россия придерживается четкой и последовательной стратегии на Ближнем Востоке. За исключением сирийского кризиса, она стремилась сохранять беспристрастность во всех спорах и конфликтах в регионе. Отношения Москвы с ХАМАСом в последние годы были позитивными. В отличие от Соединенных Штатов, Великобритании и некоторых других европейских стран, Россия воздержалась от признания ХАМАСа террористической организацией. В историческом контексте президент РФ Владимир Путин был одним из первых, кто поздравил ХАМАС и его руководство с победой на парламентских выборах 2006 года. В начале операции ХАМАСа 7 октября Россия придерживалась своего прежнего подхода, одновременно добиваясь политического участия в этом кризисе. Путин объяснил кризис подрывной политикой США на Ближнем Востоке, назвав ее основной причиной. Президент России и его министр иностранных дел Сергей Лавров призвали к сбалансированному подходу к урегулированию конфликта и выразили осуждение за жертвы среди гражданского населения с обеих сторон. На самом деле, в дополнение к своей стратегии нейтралитета в этом конфликте, Россия пытается отвлечь внимание от своей военной операции на Украине. С другой стороны, Россия мобилизовала все свои инструменты мягкой силы и средства массовой информации, чтобы изобразить снижение влияния Соединенных Штатов, их слабость и их иррациональную политику эскалации военных конфликтов. Кроме того, Россия также стремится убедить мир в том, что Соединенные Штаты неспособны защитить своих ближайших союзников, в первую очередь имея в виду Израиль. Российские СМИ утверждают, что западное оружие, первоначально предназначавшееся для Украины, было отправлено в Израиль. Этот нарратив призван подорвать любые симпатии арабов к Украине, донеся мысль о том, что Украину можно воспринимать как союзника в конфликте против палестинского населения. Война против Украины ускорила относительное снижение роли России на Ближнем Востоке и Кавказе. Ее влияние в Сирии уменьшилось в пользу Ирана из-за сокращения российского военного присутствия в регионе и передислокации его систем ПВО и истребительной авиации из Сирии на украинский фронт. Быстрый захват Азербайджаном региона Нагорного Карабаха также обнажил хрупкость российско-армянского альянса и напряженность в этих отношениях из-за нейтральной позиции России в этом кризисе. Учитывая вышеупомянутый контекст, Россия в настоящее время рассматривает израильско-палестинский конфликт как подходящий момент для отвлечения внимания от украинского кризиса и как еще один способ подтвердить свою роль на Ближнем Востоке. Москва усердно работает над тем, чтобы изобразить роль США  как обструкциониста и разжигателя войны, неспособного создать возможности для мира. Именно такой повестки дня придерживается Россия, поскольку, с одной стороны, она возглавляет дипломатические усилия в Организации Объединенных Наций, а с другой — принимает лидеров движения ХАМАС в Москве.

Политика Китая в отношении конфликта

Китай использует свой политический вес, чтобы подавить последствия конфликта в более широком регионе Ближнего Востока. Соединенные Штаты призвали Китай использовать свое влияние для предотвращения эскалации конфликта. Этот запрос поступил в то время, когда роль Пекина в регионе была усилена после исторического соглашения, разрешившего дипломатический спор между двумя региональными соперниками, Ираном и Саудовской Аравией, в 2023 году. Вашингтон надеется, что дружба между Китаем и Ираном, которые являются сторонниками ХАМАСа, будет способствовать деэскалации конфликта. Между тем, пока Тегеран предупреждает о потенциальных превентивных мерах против Израиля, который проводит наземное вторжение в сектор Газа.  Дружественные отношения Китая с палестинцами, Ираном, Саудовской Аравией и Израилем представляют собой активы, которые можно использовать в попытке деэскалации ситуации. В случае с Израилем и ХАМАСом Пекин стремится начать то, что другие считают сложным: установление и поддержание хороших отношений в течение длительного периода со всеми сторонами, вовлеченными в конфликт. На протяжении всей истории Пекин последовательно выражал сочувствие палестинцам и поддерживал Организацию освобождения Палестины как законного представителя палестинского народа, а не ХАМАС. В начале этого конфликта Китай воздерживался от явного осуждения ХАМАСа. Конфликт предоставляет Китаю возможность подчеркнуть то, на чем давно настаивает Пекин – «лицемерие Запада в отношении международного права и прав человека». Влияние Пекина в конфликте между Израилем и ХАМАСом, вероятно, будет значительно менее значительным, чем его роль в соглашении между Саудовской Аравией и Ираном. Стоит отметить, что в случае с Эр-Риядом и Тегераном китайцы «вскочили в поезд, который уже был в движении».

Политика Турции в отношении конфликта

Сектор Газа представляет собой серьезную проблему для внешней политики Турции, поскольку он остановил все недавние усилия Анкары воздержаться от участия на Ближнем Востоке и вынудил Турцию возобновить взаимодействие с регионом. Ранее считалось, что Анкара воздержится от участия в региональных конфликтах на Ближнем Востоке после того, как, казалось, переключила свое внимание на Кавказский регион. Этот поворот был вызван стремлением извлечь геополитические выгоды из крупной победы, одержанной союзником Турции Азербайджаном над его соперником Арменией в спорном регионе Нагорный Карабах. Турция, похоже, изучает возможности для расширения своего влияния в Черноморском бассейне, особенно в свете ослабления влияния России из-за конфликта на Украине.

Война Израиля против ХАМАСа разрушила расчеты Турции относительно нормализации отношений с Израилем. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган даже планировал посетить Израиль для подписания важных энергетических соглашений. После выборов в Турции в мае 2023 года Эрдоган одновременно ухудшил свои теплые отношения с ХАМАСом и укрепил связи с Израилем. Теперь, из-за существенного давления со стороны турецкой общественности, ему пришлось занять более решительную позицию. 25 октября 2023 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил: «ХАМАС не является террористической организацией; это национально-освободительное движение, защищающее свою землю», и объявил в своем обращении к массам во время митинга правящей Партии справедливости и развития (ПСР), что он «отменил свои планы посетить Израиль из-за бесчеловечной войны». Варианты, доступные Турции, становятся все более ограниченными и будут еще более ограниченными из-за действий ее исторического соперника Ирана, который имеет гораздо большее влияние на ХАМАС и, следовательно, на исход этого конфликта. В результате Турция оказывается лишенной возможности выступить в качестве посредника, поскольку ни Израиль, ни ХАМАС не доверяют ее роли. ХАМАС, поддерживаемый Тегераном, был хорошо осведомлен о последствиях нападения такого масштаба, которое помешало бы нормализации отношений с Израилем как для турок, так и для арабских стран. Стоит отметить, что ХАМАС и Иран добились гораздо большего успеха, чем они ожидали, вынудив региональных игроков не только дистанцироваться от Израиля, но и занять решительную позицию по отношению к нему. Крайне маловероятно, что Турция помешает Израилю провести военную операцию, направленную на изгнание ХАМАСа из Газы. Следовательно, Турция будет вынуждена занять более жесткую дипломатическую позицию по отношению к Израилю и Соединенным Штатам, что потенциально усугубит геополитическое положение Анкары в Средиземноморье, особенно в Сирии, где у нее есть военное присутствие. Дилеммы, с которыми сталкивается турецкая политика в этой сложной геополитической ситуации, вероятно, превзойдут ее дипломатические возможности.

Будущее сектора Газа

Наиболее важными стратегическими дискуссиями о национальной безопасности Израиля во время этой войны являются: Каковы цели войны? или Как будет выглядеть сектор Газа на следующий день после войны? Главный вопрос: кто будет управлять сектором Газа на следующий день после войны? Рассматривается несколько вариантов.

1.Чтобы Израиль непосредственно управлял сектором Газа, подобно тому, как это происходит с Зоной С на Западном берегу.

  1. Предполагается, что арабские страны, прежде всего Египет и, возможно, Катар, возьмут на себя управление Газой до тех пор, пока институты ПНА не смогут вернуться на территорию, откуда были изгнаны после гражданской войны в 2007 году. Однако этот сценарий менее вероятен сразу после войны, поскольку он может создать впечатление, что ПНА символически въезжает в сектор Газа «на израильских танках».

Израиль должен начать думать «сейчас, а не завтра» о том, как заполнить потенциальный вакуум после поражения ХАМАСа. Проблема управления в Газе является одной из наиболее значительных стратегических ошибок, вытекающих из политики Нетаньяху с 2009 года по настоящее время. Он последовательно поддерживал разделение палестинцев, и хотя какое-то время это была успешная политика, по своей сути она несла в себе противоречие. Такая политика Израиля была направлена на то, чтобы остановить мирный процесс и отложить любые переговорные инициативы под предлогом того, что палестинская сторона разделена и что некому представлять всю палестинскую нацию. Таким образом, предположение Израиля основывалось на принципе «умиротворения» движения ХАМАС, предоставляя ему возможность укрепить свое влияние в секторе Газа, эффективно способствуя подрыву палестинских властей. Следовательно, эта политика привела к неуклонному усилению ХАМАСа в течение последних 15 лет, в то время как ПНА постепенно ослабевала. Вашингтонский институт ближневосточной политики  рекомендует создать «переходную администрацию для управления сектором Газа», позволяющую палестинским властям постепенно взять на себя эту роль, начиная по крайней мере через три года после окончания войны. Авторы этого предложения считают, что новая администрация должна выполнять функции временного органа самоуправления в течение трех лет до возвращения ПНАи. Однако авторы этого дальновидного подхода не уточняют, может ли этот переходный период затянуться еще на несколько десятилетий, учитывая неурегулированный статус соглашений Осло, которые предусматривали ограниченный срок действия (1993-1999 гг.), но статус-кво сохраняется, и нет никакого прогресса в их осуществлении.

У Израиля нет четко определенной стратегии по искоренению ХАМАСа. Израиль признает, что ХАМАС представляет идеологию, глубоко укоренившуюся в социальной структуре жителей Газы. По словам израильского комментатора Цви Йехезкели , ХАМАС — это не просто «группа боевиков в масках», а организация, пользующаяся широкой популярностью не только в Газе, но и на всем Западном берегу, внутри Израиля, среди соседних стран и в других частях мира.

Геополитические аналитики рассматривают историю как «повторение», когда во всех предыдущих итерациях войн или палестинских восстаний (интифад), за военным поражением впоследствии следовал политический триумф Израиля. По словам Дэвида Игнатиуса, известного политического аналитика из The Washington Post, после поражения Израиля в войне 1973 года он успешно одержал политическую победу благодаря Кемп-Дэвидским соглашениям с Египтом в 1979 году, что привело к подписанию мирного соглашения со своим влиятельным соседом. Аналогичным образом, за нестабильностью в Израиле во время Первой интифады 1987 года последовала важная политическая победа, ознаменовавшаяся подписанием соглашений Осло с Организацией освобождения Палестины в 1993 году, тем самым переведя вооруженную борьбу палестинцев в дипломатическую плоскость. Операция ХАМАСа и ответ Израиля станут стратегическим поворотным моментом не только в отношениях Израиля с ХАМАСом и сектором Газа, но и в более широком подходе Израиля к палестинской проблеме. Израиль воспринимает этот конфликт не только как направленный против ХАМАСа, но и как конфронтацию с участием всех членов враждебной оси («ливанская «Хизбалла», Иран и его союзники в Сирии, Ираке, Йемене и т.д.). Эти организации внимательно следят за военным потенциалом и уязвимостью Израиля. Израиль начал разрушительную войну в секторе Газа с целью восстановления своей системы сдерживания. Как на международном, так и на внутреннем фронтах наблюдается постоянное отсутствие ответственности за серьезные нарушения международного гуманитарного права на Ближнем Востоке, и, похоже, такая ситуация сохранится даже после окончания этого конфликта.

Израиль также считает, что его региональное положение проистекает из его военной мощи и сдерживания, и он не позволит подорвать их, поскольку дальнейшие неудачи будут означать не только нежелание других арабских стран участвовать в соглашениях о нормализации отношений, но и сохраняющуюся угрозу его существованию.  Поражение, которое Израиль потерпел 7 октября 2023 года, должно послужить толчком и катализатором для возвращения за стол переговоров с целью достижения всеобъемлющего мирного соглашения, которое позволило бы израильскому и палестинскому народам сосуществовать. Такой исход стал бы еще одной исторической победой Израиля, несмотря на нынешний негативный опыт.  

*С 2018 года имеет специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН ECOSOC /UN.

54.09MB | MySQL:107 | 0,463sec