Турецкий парламент пересмотрел ряд нератифицированных международных соглашений предыдущего законодательного года, среди которых Меморандум о взаимопонимании (MoU), подписанный 3 октября 2022 года между Турцией и Ливией относительно сотрудничества в области углеводородов. Ранее это соглашение вызвало бурную реакцию как со стороны Греции, так и Египта. 6 июня 2023 года стало известно, что соглашение, повторно представленное в парламент президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом для завершения законодательных процедур, было передано в комитет спикером Великого национального собрания Турции на той же неделе. Соглашение было направлено на развитие сотрудничества между государственными нефтегазовыми компаниями по разработке углеводородных ресурсов в Ливии. Четырехстраничное соглашение охватывает как существующие, так и будущие месторождения углеводородов, что вызывает опасения по поводу неопределенности. Критики утверждали, что соглашение также создает юридические проблемы и проблемы суверенитета, особенно в отношении соглашения 2019 года между Турцией и бывшим ливийским Правительством национального согласия о делимитации морских границ и его потенциальном воздействии на Восточное Средиземноморье. Хотя в недавнем Меморандуме о взаимопонимании прямо не упоминалось о соглашении 2019 года, его преамбула косвенно ссылалась на предыдущее соглашение. В заявлении говорится, что обе страны осознают потенциал такого сотрудничества для укрепления двусторонних отношений и выразили желание продолжать развивать свои существующие связи в сфере добычи углеводородов.
В прошлом резкую критику соглашения высказывали Египет и Греция. Они утверждали, что Меморандум о взаимопонимании означал тревожную эскалацию со стороны Турции, направленную на дестабилизацию Восточного Средиземноморья, и что он представляет собой продолжение соглашения 2019 года, которое, по их мнению, нарушает международное право. Афины и Каир заявили, что это также нарушает их суверенные права, установленные соглашением от августа 2020 года, которое определило границы исключительной экономической зоны. Соглашение 2020 года включало районы с перекрывающимися претензиями Турции и Ливии, которые первоначально были изложены в соглашении 2019 года. Важно отметить, что эти заявления были сделаны независимо от содержания соглашения, поскольку особенности Меморандума о взаимопонимании остались нераскрытыми. В совместном письме в Организацию Объединенных Наций в декабре 2022 года Турция и Ливия осудили возражения Греции против их соглашений по углеводородам и морским границам, утверждая, что они полностью соответствуют международному праву, и подчеркивая, что претензии Греции нарушают их суверенные права. В письме содержится призыв к Греции отказаться от необоснованных обвинений и враждебной риторики, призывая уважать их суверенитет и решения, а также прекратить меры, которые усиливают напряженность в Средиземноморье.
Меморандум о взаимопонимании, который, как первоначально ожидалось, должен был быть ратифицирован турецким парламентом в январе, неожиданно был отложен под влиянием желания Анкары избежать нового кризиса в отношениях с Европейским союзом. Турция держит буровые суда в своих территориальных водах с 2020 года, чтобы ослабить напряженность в отношениях с ЕС. Турция также намерена снизить напряженность в отношениях с Грецией, которая была вызвана из-за того, что турецкие нефтеразведочные суда работают в спорных водах Эгейского моря и Восточного Средиземноморья. Во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис провели переговоры, и было принято решение активизировать диалог. Было объявлено, что Эрдоган посетит Салоники в ноябре. Турецкая сторона подчеркнула важность прогресса по вопросам, связанным с энергетическими трубопроводами в Восточном Средиземноморье, и важность того, чтобы обе страны получали экономическую выгоду от природных ресурсов. 4 октября во время пресс-конференции с министром иностранных дел Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил, что и турецкая, и греческая стороны должны использовать энергетические ресурсы Восточного Средиземноморья без необходимости ждать политического решения давнего кипрского вопроса между ними. Между тем, усилия по улучшению отношений между Турцией и Египтом также продолжаются уже некоторое время. После дружеского рукопожатия между президентом Турции Р.Т.Эрдоганом и президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси во время чемпионата мира по футболу в Катаре в ноябре 2022 года был предпринят ряд важных шагов. Эти события начались с переговоров на высоком уровне на уровне министров иностранных дел и продолжились мерами по облегчению получения египетской визы для турецких граждан в апреле, набирая дальнейший импульс после переизбрания Эрдогана президентом в мае. В июле Турция и Египет достигли прорыва, повысив свои дипломатические отношения до уровня послов, что ознаменовало примирение после десятилетнего перерыва. Хакан Фидан был принят президентом АРЕ А.Ф.ас-Сиси в Каире 14 октября в рамках обсуждений, направленных на посредничество в прекращении огня после нападения ХАМАСа на Израиль и его решительной ответной реакции, которые уже привели к гибели тысяч мирных жителей в секторе Газа. Ожидается, что Меморандум о взаимопонимании будет включен в повестку дня первого заседания парламентского комитета по иностранным делам и вскоре будет передан на утверждение. Отсутствие ссылки на спорное морское соглашение 2019 года в Меморандуме о взаимопонимании между Турцией и Ливией от 2022 года потенциально может предотвратить возникновение нового кризиса между Турцией, Грецией, Египтом и Европейским союзом.