О методах турецкого руководства по использованию СМИ для оказания влияния на внутреннюю и на международную аудиторию

Как указывают некоторые турецкие оппозиционные журналисты, онлайн-новостное издание Eha Medya, которое в течение последних пяти лет выпускало контент на турецком, английском, немецком и арабском языках, на самом деле является секретным проектом турецкой Национальной разведывательной организации (MIT) в сотрудничестве с администрацией президента Турции Р.Т.Эрдогана.  Основной целью этого проекта было проведение операций влияния как внутри Турции, так и в международном масштабе, продвижение определенной политической программы, манипулирование общественным мнением и распространение пропаганды. Eha Medya, действующее под зарегистрированным названием компании Refleks Medya Iletişim A.Ş., было создано в 2018 году с целью продвижения повестки дня правительства   президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Примечательно, что его запуск совпал с закрытием других веб-сайтов, ранее созданных тем же агентством для аналогичных целей, после разоблачения в ходе уголовного расследования, проводимого государственным прокурором. Этот сайт является частью секретной инициативы, возглавляемой Нухом Йылмазом, бывшим журналистом и ученым, который перешел на  работу в MIT в качестве секретного агента. Йылмазу была поручена миссия манипулирования турецкими СМИ посредством проведения «направленных мероприятий»  в рамках распространения  информации. Серхат Албайрак, генеральный директор Turkuvaz Media Group, которая принадлежит семье президента Турции, сыграл ключевую роль в обеспечении материально-технической и организационной поддержки этих операций. Не случайно, что Йылмаз ранее работал на Албайрака во время его пребывания в Turkuvaz, прежде чем был завербован Хаканом Фиданом в 2013 году для работы на MIT. Turkuvaz был создан за счет незаконных средств, полученных в виде откатов, которые президент Эрдоган получал от проправительственных бизнесменов. Эти средства были обменены на выгодные правительственные контракты и тендеры. Кроме того, несколько средств массовой информации, включая Yeni Asır TV и газеты Takvim, Yeni Asır и Fotomaç, впоследствии были переданы в собственность Turkuvaz при содействии правительства при сомнительных обстоятельствах. Целью было создание проправительственных СМИ для усиления поддержки политики Эрдогана. Сегодня Turkuvaz владеет многочисленными медиа-платформами, охватывающими печатные, вещательные и онлайн-издания, среди которых хорошо известные правительственные рупоры, такие как газета Sabah и радиостанция ATV. Eha Medya намеренно публично не ассоциировалась с группой Turkuvaz, поскольку MIT стремилась сохранить разделение между ними. Эта стратегия была использована для создания иллюзии, что Eha Medya является независимым двухпартийным изданием, тем самым увеличивая его потенциал влияния. Попытка сохранить разделение между Eha Medya и Turkuvaz group провалилась, когда Refleks, владелец бренда Eha Medya, публично объявил двух владельцев компании в процессе регистрации в Торговой палате. Согласно записям, один из владельцев идентифицирован как Сейфуллах Эмин, который на самом деле постоянно работает координатором цифровых СМИ в Turkuvaz Media Group. Другого владельца зовут Доган Арас. Даже без предварительного знания о принадлежности Eha Medya к проекту правительства Эрдогана, можно легко сделать аналогичный вывод, изучив его редакционное содержание. Издание демонстрирует явный уклон в пользу поддержки политики правительства Эрдогана, и его новостными статьями часто делятся лица, тесно связанные с президентом Турции. Йылмаз, в настоящее время занимающий должность главного помощника министра иностранных дел и одновременно руководящий аналитическим центром министерства, Центром стратегических исследований (SAM), использует свои связи, которые он приобрел во время своей работы в MIT и  стратегически использует такие СМИ, как Eha Medya, для продвижения деятельности своего начальника Хакана  Фидана в публичной повестке дня, изображая его как высококвалифицированного дипломата, который играет важную роль в формировании глобальной политики. Такое использование влияния СМИ подчеркивает, в какой степени эти операции переплетены как с разведывательными, так и с внешнеполитическими целями.

Похоже, что не только Eha Medya, но и несколько других онлайн-изданий, ранее управлявшихся MIT, теперь сконцентрированы в рамках публичного позиционирования деятельности  Хакана Фидана. Такая ситуация может сохраняться до тех пор, пока Ибрагим Калын, новый руководитель MIT, не получит больший контроль над ее операциями  и, возможно, предпримет шаги по пресечению подобной деятельности, которая, по-видимому, идет в ущерб его собственной репутации и создает конфликт интересов. Действительно, полное отсутствие какой-либо критики или обсуждения спорного послужного списка Фидана на посту главы MIT в этих изданиях говорит само за себя. Отсутствие освещения прошлой причастности Фидана к таким действиям, как управление секретными центрами пыток, похищение критиков правительства, пособничество вооруженным джихадистским группам и организация операций под чужим флагом, неудивительно, учитывая соответствие СМИ интересам правительства. Детальное изучение редакционного контента Eha Medya выявляет заметный антизападный и антисемитский уклон, особенно заметный в турецком издании.  Интересно отметить, что Йылмаз ранее работал в турецком издании в 1990-х годах, которое получало финансовую поддержку от Ирана и имело миссию продвигать интересы режима иранских мулл. Издание столкнулось с юридическими проблемами и в конечном итоге был закрыто по решению суда. Более того, его менеджерам были предъявлены обвинения, и они впоследствии предстали перед судом, что повлияло на дальнейший выбор Йылмазом карьеры . Контент на Eha Medya является яростно антисемитским и часто пропагандирует заговоры под предлогом сообщения новостей без критического контекста, таких как «евреи, стоящие за атаками «Аль-Каиды» 11 сентября 2001 года в США», «Гитлер с еврейской кровью и евреи, участвующие в секретном ритуале совершеннолетия, называемом «Обряд пресноты», который требует, чтобы еврейские мужчины убивали нееврейских девственниц». С другой стороны, он пропагандирует взгляды джихадистских групп, таких как военное крыло ХАМАСа «Бригады Изз ад-Дина аль-Кассама». Метод работы, используемый Eha Medya, который включает поддержку президента Эрдогана и очернение его критиков как в Турции, так и за рубежом, напоминает предыдущие операции, проводимые MIT. Документы, опубликованные рядом СМИ в прошлом году, показали, что MIT создала несколько веб-сайтов с целью проведения негативных кампаний против критиков Эрдогана. Эти веб-сайты отличались ярко выраженным антисемитским и антизападным содержанием. Важно отметить, что финансирование этих веб-сайтов исходило от Серхата Албайрака, генерального директора Turkuvaz group и брата Берата Албайрака, зятя президента Турции Эрдогана. Йылмаз, занявший руководящую должность в MIT в августе 2013 года при правительстве Эрдогана, тайно предоставлял большую часть контента для сайтов MIT с черной пропагандой. Эти веб-сайты, обозначенные как medyagundem.com, medyasavar.com, haber10.com и karakutu.com, были печально известны распространением теорий заговора  евреев и пропагандой ненависти к ним. Они также связывали критиков Эрдогана с сионистскими и западными заговорами, поощряя враждебный и сеющий разногласия нарратив.

«Евреи создали свою систему уничтожения всех, кроме них», — говорилось в одной статье, опубликованной на Medyagundem в июле 2014 года. Неподписанная статья обвиняла евреев во всех войнах в мире, утверждая, что «чем больше сокращается население мира, тем больше кислорода получат евреи». «Где бы в мире ни шла война, даже если там нет еврея, он / она будет связан с оружием и материалами военной промышленности». Статьи, размещенные на сайте, также призывали к бойкоту известных международных брендов, таких как Coca-Cola, потому что каждый цент, потраченный на кока-колу, превратится в пули и бомбы, используемые тем, что она назвала «кровожадным и террористическим израильским государством». В нем содержались высказывания Эрдогана, который часто называл Израиль террористическим государством, идущим по стопам Гитлера. После разоблачения MIT отказалось от веб-сайтов, все из которых сегодня недоступны, за исключением Medyagundem, который не обновлялся с 2018 года, когда была создана Eha Medya, скорее всего, для замены закрытых веб-сайтов.

Сложный и многогранный подход MIT к оказанию влияния как на внутреннюю, так и на международную аудиторию остается одним из главных приоритетов правительства Эрдогана, которое на всеобщих выборах в мае 2023 года получило новый мандат на управление Турцией в течение следующих пяти лет. Использование десятков активных веб-сайтов, в том числе некоторых с крайне правыми и экстремистскими взглядами, для распространения информации о правительстве Эрдогана предполагает согласованные усилия по формированию общественного мнения. Глобальный охват этих операций, которые нацелены на аудиторию в различных странах и в турецких и мусульманских общинах диаспоры, подчеркивает масштабы их кампании влияния. Использование современной тактики ведения информационной войны, включая использование платформ социальных сетей, позволяет правительству Эрдогана распространять вредоносные нарративы и идеи среди широкой аудитории за пределами Турции.

54.18MB | MySQL:107 | 0,564sec