В четверг в Бундестаге состоялось первое после летних парламентских каникул открытое заседание специального следственного комитета по Афганистану. Напомним, данная структура была учреждена в июле прошлого года с целью детального изучения событий во временном интервале с 29 февраля 2020 г. до 30 сентября 2021 г., связанных с выводом немецкого контингента из страны. В отличие от схожей комиссии, следственный комитет не ставит перед собой задачу извлечения конкретных уроков из опыта развертывания в Афганистане в интересах планирования будущего зарубежного присутствия Бундесвера, а анализирует деятельность правительства Германии, особенности взаимодействия органов государственной власти, а также их координацию с зарубежными партнерами.
В центре внимания последнего к настоящему моменту заседания следственного комитета оказалась работа министерства иностранных дел. В этой связи в качестве свидетеля на слушания было решено пригласить сотрудника Департамента Афганистана и Пакистана, в обязанности которого на момент рассматриваемых событий входило также поддержание координации между внешнеполитическим и оборонным ведомствами. Надо сказать, что члены парламентской комитета возлагали большие надежды на его выступление, прежде всего рассчитывая, что оно позволит собрать дополнительный материал, касающийся проблемы эвакуации афганцев, работавших на немецких военных и гражданские службы. Однако в самом начале встречи свидетель отметил, что не успел ознакомиться с документами комитета до начала встречи, так как они были предоставлены слишком поздно. В этой связи интересующие Бундестаг темы были раскрыты лишь частично.
Прежде всего свидетель был опрошен на предмет порядка работы и закрытия генерального консульства Германии в Мазари-Шарифе. Представитель Департамента Афганистана и Пакистана МИД сообщил собравшимся, что внешнеполитическое ведомство отдавало себе отчет в том, что указанное дипломатическое представительство прекратит свою деятельность в процессе вывода Бундесвера из страны. Однако данный факт не побудил министерство перейти к обсуждению судьбы местного персонала. Говоря о последнем, свидетель указал, что подавал запрос в центральный аппарат МИД, но он не получил ответа.
В дальнейшем после поступления соответствующего распоряжения от тогдашнего министра иностранных дел Х.Мааса о закрытии генконсульства, вопрос о местных сотрудниках в связи с ним не поднимался, поскольку, как отметил опрошенный, стал к тому моменту слишком «чувствительным». Кроме того, свидетель подчеркнул, что им выдвигалась инициатива расширения штата представительства Германии в Иране, так кабы стало очевидным, что посольства ФРГ в Пакистане и Индии оказались перегружены и не могли справится с обработкой всей документации для ускорения процедуры въезда местного персонала. Впрочем, и эта идея не встретила поддержки Берлина, но по каким причинам, опрошенный предпочел не сообщать.
Представитель федерального внешнеполитического ведомства рассказал также, что после подписания США Дохийских соглашений с движением «Талибан» (запрещено в РФ) в федеральном внешнеполитическом ведомстве было выдвинуто предложение оказать афганскому персоналу «щедрую» финансовую поддержку. Свидетель подчеркнул, что основной мотивацией данного шага были соображения помощи тем, кто сотрудничал с немецкими военными и гражданскими службами на сложном с социально-экономической стоки зрения переходном этапе. Впрочем, не исключил он при этом, что подобный шаг был сделан «возможно, для того, чтобы помешать им подать заявление» на выезд в Германию.
По словам опрошенного, МИД ФРГ решал задачу предотвращения «массового исхода» афганцев, хотя и «не препятствовал выезду местного персонала». Отдельно свидетель отметил, что как и само ведомство не поддержал идею организации чартерных рейсов для эвакуации местных сотрудников, что обуславливалось двумя причинами.
Во-первых, высокой стоимостью подобных перелетов для немецкой казны.
А во-вторых, тем, что, по его словам, «в июле 2021 г. еще были регулярные рейсы». В последнем случае подразумевалось то, что афганский персонал имел шанс на самостоятельную эвакуацию в Германию до наступления критического момента. Более того, представитель внешнеполитического ведомства дополнительно акцентировал внимание на том, что ряд афганцев, сотрудничавших с ФРГ, на момент описываемых им событий имели немецкую визу.
В целом опрос сотрудника Департамента Афганистана и Пакистана федерального министерства иностранных дел продемонстрировал сохраняющуюся тенденцию возложения значительной доли ответственности за исход вывода Бундесвера на тогдашнего главу МИД Х.Мааса. Примечательно, что подобные выводы согласуются с замечаниями, которые фактически и послужили причинами начала соответствующего парламентского расследования. Так, еще осенью 2021 г. в открытые источники попало письма посла ФРГ в Вашингтоне Э.Хабер, датированное 6 августа того же года. В нем дипломат со ссылкой на источники в США предупреждала о быстро меняющейся ситуации в Кабуле, вплоть до падения правительства, а также подчеркивала, что американская сторона в случае резкого обострения обстановки будет действовать без консультаций. Таким образом, не исключено, что одним из итоговых выводов работы комитета по Афганистану будет то, что именно тогдашнее руководство МИД несет ответственность за ситуацию, сложившуюся в итоге с афганскими сотрудниками, многие из которых до сих пор не получили обещанной Берлином поддержки.