14-19 сентября 2023 года в Эр-Рияде проходили переговоры между делегацией движения йеменских хоуситов «Ансар Аллах» и официальными лицами Саудовской Аравии. Делегацию хоуситов возглавляли члены руководства движения Мухаммед Абдель Салям и Хеза аль-Асад. С саудовской стороны переговоры вел министр обороны принц Халед бен Сальман, брат нынешнего фактического правителя КСА наследного принца Мухаммеда бен Сальмана. Это первый официальный визит хоуситов в КСА после начала йеменского кризиса в сентябре 2014 года. В апреле с. г. в Сане уже проходили переговоры двух сторон, которые с саудовской стороны вел посол КСА Мухаммед аль-Джабер и генералы Управления общей разведки (УОР) королевства. И весной, и сейчас активную роль в организации переговорного процесса сыграл Султанат Оман. 14 сентября хоуситы вылетели в Эр-Рияд из Маската в сопровождении группы оманских дипломатов. По информации телекомпании «Аль-Джазира», на переговорах было подтверждено политическое решение хоуситов не наносить ударов по саудовской территории и их готовность «включиться в диалог со всеми заинтересованными политическими силами Йемена о восстановлении единства страны и политическом примирении». Взамен хоуситы потребовали полного снятия блокады аэропорта Саны и контролируемых ими портов на побережье Северного Йемена, установления графика вывода иностранных войск из страны и выплаты зарплат гражданским служащим (бюджетникам) на их территории. И лидеры хоуситов, и министр обороны КСА в своих блогах на платформе Х (бывший Твиттер) позитивно оценили ход переговоров.
Эксперты йеменского Центра политических исследований Саны (Sanaa Center) прокомментировали эти переговоры и достигнутые договоренности. По их мнению, прямые переговоры саудовской стороны с хоуситами несут в себе как дополнительные возможности, так и риски. Эксперт Маджед аль-Мадхаджи отмечает, что хоуситы достигли больших успехов в достижении договоренностей, служащих их интересам, очень мало давая взамен. Йеменский политолог отмечает: «Это долговременный подход: приобретать частичные достижения в обмен на минимальные уступки, которому хоуситы научились у иранцев. С одной стороны, этот визит (делегации хоуситов) представляет собой значительный прорыв и редкий шанс подтолкнуть мирные переговоры. С другой стороны, он оставляет в стороне большинство йеменцев. В то время как КСА обхаживает своих бывших врагов, предоставляя им деньги и уступки, хоуситы у себя дома предстают победителями. Они уступают очень мало: всего лишь соглашаются не выпускать дроны и ракеты по королевству. Саудовское правительство, купив многих европейских футбольных звезд для своей команды, не хочет, чтобы их пугали взрывы».
Политолог отмечает, что этот новый мирный процесс совпал с разрядкой напряженности в отношениях между Ираном и Саудовской Аравией, осуществляющейся при китайском посредничестве. Между тем, он никак не связан с миротворческим процессом ООН, начатым в октябре 2022 года, и даже может его затормозить (хочется спросить автора, а каковы реальные достижения ООН в урегулировании конфликтов в Сирии, Ираке, Йемене, Ливии в течение последних 20 лет? Таковых просто нет – авт.). Если этот прорыв приведет к действительному миру в Йемене, то это, по мнению Маджеда аль-Мадхаджи, будет записано в актив Пекину и приведет к усилению китайского влияния в регионе в ущерб американскому. Эксперт отмечает, что визит хоуситов в Эр-Рияд означает политическое признание королевством этого движения и его паритет, но ставит много новых вопросов. В частности, какой будет новая саудовская роль в будущем йеменского конфликта. В заявлении МИД КСА сказано, что Эр-Рияд будет играть роль посредника в достижении мира и согласия между сторонами внутриполитического конфликта в Йемене вместе с Оманом. Это очевидный отход от прежней роли королевства (поддержка «законного» правительства Йемена против «узурпировавших власть» хоуситов). Нет никаких гарантий политического диалога хоуситов с другими йеменскими партиями. Йеменский эксперт не исключает, что хоуситы, усилившись, могут попробовать еще раз получить доминирование в стране силой оружия и возобновить наступление на провинцию Маариб, имевшее место в 2020-2021 годах.
Йеменский политолог анализирует причины, побудившие хоуситов примириться со своим старым врагом (КСА).
Во-первых, это начинающееся недовольство падением уровня жизни среди жителей Северного Йемена. В течение месяцев многим бюджетникам не выплачивали зарплату. Неслучайно одним из основных требований «Ансар Аллах» стала выплата зарплат госслужащим на их территории. Была достигнута договоренность о том, что правительство Саудовской Аравии будет в течение полугода выплачивать зарплаты жителям Северного Йемена. В дальнейшем зарплатный фонд будет формироваться из доходов от продажи йеменских нефти и газа. ООН обещала разблокировать этот экспорт, на который в свое время были наложены санкции.
Во-вторых, Иран, главный покровитель хоуситов, и Оман оказали на них определенное давление. В результате хоуситы сняли наиболее нереалистичные требования.
Йеменский эксперт Майсаа Шуджа ад-Дин (женщина) задается вопросом, что может принести хоуситам мир с КСА, если он будет заключен. По её мнению, движение хоуситов появилось и окрепло в ходе постоянных военных конфликтов. Группа появилась и развила свою инфраструктуру в ходе войн в провинции Саада 2004-2010 годов. Она участвовала в йеменской революции 2011 года, а с 2012 года в Конференции национального диалога (КНД). Несмотря на участие в этом форуме, хоуситы никогда не прекращали военных действий к северу от Саны: против салафитов в Даммадже и расширяясь в сторону провинций Аль-Джауф и Хаджа. После провала КНД движение «Ансар Аллах» начало наступление на столицу Сану, которую захватили 21 сентября 2014 года. После саудовского вмешательства в йеменский конфликт 26 марта 2015 года хоуситы также непрерывно вели боевые действия. Таким образом, все достижения «Ансар Аллах» были построены на военных успехах, и мир может стать для этого движения величайшим вызовом с момента его появления.
После подписания перемирия с саудовской стороной в апреле 2022 года хоуситы столкнулись в Северном Йемене с растущим общественным недовольством по поводу коррупции и неэффективного управления. Представители «Ансар Аллах» собирали на подконтрольных им территориях большие суммы денег в форме налогов, закята и хумса (хумс — шиитская религиозная подать в размере 20% с доходов, т. н. «Доля Имама» — авт.). При этом они не платили служащим, врачам и учителям зарплаты. Идеология и образ «Ансар Аллах» всегда были построены на принципах противоборства. В 2004-2011 годах они изображали себя жертвой режима Аблаллы Салеха. В 2011-2015 годах идеология строилась на принципах справедливости и борьбы с коррупцией. После 2015 года главным стал дискурс о национально-освободительной борьбе против саудовской интервенции. Это имело успех в условиях саудовских военных ударов по мирным жителям Йемена.
В настоящее время хоуситы де-факто создали свое государство, в котором они могут воплотить в жизнь свою революционную идеологию. Однако коррупция, неэффективное управление и некомпетентность привели к кризису легитимности этой партии. По сведениям Майсы Шуджа ад-Дин, в движении «Ансар Аллах» существуют две фракции. Первая поддерживает сближение с Саудовской Аравией в ожидании будущих экономических благ. Вторая, более революционная, находится под влиянием Ирана и смотрит за процессом примирения с большим подозрением. Наконец, в движении может появиться раскол между «тыловиками», участвовавшими в органах управления и сколотившими на этом состояния, и боевиками, сражавшимися на фронтах и мало что получившими взамен. Они могут вернуться и потребовать свою долю. Таким образом, в условиях примирения с КСА «Ансар Аллах» будет поставлено перед выбором: или реформироваться и заняться мирным восстановлением страны или развязать новый конфликт. Йеменский эксперт считает второй выбор более реальным. Перейти в мирную фазу для хоуситов значит отказаться от своих сфер влияния и клиентской сети, что будет очень болезненно. Одновременно продолжение боевых действий (теперь уже не против КСА, а против йеменских врагов) позволит движению мобилизовать народную поддержку, поддерживать внутреннюю сплоченность и подавить оппозицию на занятых ими территориях.
Йеменский политолог Хусам Радман анализирует возможное влияние сделки между хоуситами и КСА на ситуацию в Южном Йемене. По его информации, переговоры между Эр-Риядом и хоуситами в январе и апреле с. г. спровоцировали оживление деятельности Южного переходного совета (ЮПС), инкорпорировавшего в свои ряды членов Президентского совета, официально правящего Йеменом – Фараджа аль-Бахсани и Абдуррахмана аль-Махрами. Сторонники ЮПС попытались организовать экспансию в Хадрамауте – восточной провинции, богатой нефтью и имеющей жизненное значение для КСА. Ответной реакцией Эр-Рияда стала организация Национального совета Хадрамаута из числа племенных и политических сторонников Саудовской Аравии. Автор обращает внимание на то, что это была попытка удержать в саудовской сфере влияния именно Хадрамаут, а не достичь прочного мира на всем юге Йемена. Эскалация напряженности продолжалась с апреля по июль с. г. Затем Эр-Рияду удалось достичь договоренностей с южойеменскими сепаратистами. В результате их лидер Айдарус аль-Зубейди вернулся в Аден, где продолжил деятельность вице-председателя Президентского совета.
Последняя сделка КСА с хоуситами грозит вновь подорвать хрупкую стабильность в Южном Йемене. Она означает маргинализацию южнойеменских политических сил. По мнению Радмана, в ЮПС убеждены, что правительство Саудовской Аравии больше уважает серьезных противников, чем преданных друзей. Недавно один из руководителей ЮПС заявил: «Мы годами боролись за то, чтобы вернуть ресурсы Юга южанам в эру республики (правления Салеха –авт.), а теперь будем вынуждены отдать их добровольно Сане в эру велаят аль-факих?». Велаят аль-факих – это политический режим в современном Иране при значительной роли духовенства в управлении государством. Йеменский политик считает, что хоуситы хотят распространить эту форму правления на всю страну. Хусам Радман убежден в том, что дальнейший прогресс в переговорах между хоуситами и КСА может привести к радикализации ЮПС и началу боевых действий за расширение своей сферы влияния. При этом южане будут обращать мало внимания на осуждение со стороны Саудовской Аравии и Запада. Легитимность и участие в международно признанном правительстве имеют мало смысла, если ЮПС будет обойден при финальном урегулировании. Одновременно южане могут обратиться за помощью к своему внешнему покровителю – ОАЭ, которые в свою очередь могут поддержать их, если посчитают, что интересы не учтены при примирении между Эр-Риядом и хоуситами.