О трудностях при разработке шельфовых месторождений Ливана

В середине августа 2023 года на ливанский шельф для проведения разведочных работ на Блоке 9, где залегает газовое месторождение «Кана», прибыло буровое судно швейцарской Transocean. Его появление вызвало ликование у всех ливанцев: ведь в течение многих лет Бейрут лелеял мечту о разработке шельфовых участков углеводородов, в надежде наконец стать экономически самодостаточным.

Разведкой будет заниматься консорциум, который выиграл тендер на участие в проекте в 2018 году. В него входят французская нефтегазовая компания TotalEnergies, итальянский энергетический консорциум Eni и катарская государственная компания QatarEnergy. Ранее в проекте участвовал российский НОВАТЭК (Novatek Lebanon SAL – авт.), доля которого составляла 20%, однако в сентябре 2022 года он решил выйти из разведочных проектов на шельфе Ливана. Бейрут попросил российскую компанию продать ее долю в разведочных шельфовых проектах блоков 4 и 9 ливанскому государству. Место НОВАТЭКа заняла компания QatarEnergy, которая в январе 2022 года вошла в этот проект. Доля QatarEnergy в консорциуме составила 30%, тогда как оставшаяся часть акций в равной степени распределена между TotalEnergies и Eni — французская и итальянская компании каждая являются держателями 35%. Напомним, что ранее у Ливана не было возможности заниматься разработкой своих шельфовых месторождений из-за территориального спора с Израилем. Демаркация границ между странами произошла только в октябре 2022 года.

Геологическая служба США оценивает, что в Левантийском бассейне может содержаться до 3,5 трлн куб. м газа и до 220 млн тонн нефти. Что же касается потенциальных запасов ливанского шельфа, то они, по подсчетам экспертов, могут достигать 700 млрд куб. м газа, однако пока неизвестно, сколько из них извлекаемых.

Власти Ливана возлагают большие надежды на предполагаемые запасы нефти и газа как источник столь необходимых доходов, которые могут помочь одной из стран с наибольшей задолженностью в мире сократить свои обязательства и выйти из наихудшего экономического кризиса с момента обретения страной независимости. В интервью СМИ исполняющий обязанности министра энергетики Ливана Валид Файяд не раз упоминал, что страна надеется как можно скорее стать углеводородным государством. Власти Ливана обещают обнародовать результаты бурения в октябре-ноябре этого года.

Однако аналитики и экономисты говорят, что стране предстоит преодолеть ряд сложных препятствий, прежде чем она сможет стать экспортером энергоносителей. По мнению Насера Саиди, президента Nasser Saidi and Associates и бывшего министра экономики Ливана, существуют некоторые «предварительные риски», когда речь заходит о ситуации в этой стране[i]. В своем комментарии The National он отметил, что даже если результаты разведочных работ на шельфе Ливана будут положительными, проект может просто не окупить себя, так как количество реальных запасов может оказаться гораздо меньше заявленных. Саиди напомнил, что в 2020 году Total Energies пробурила первую морскую скважину на шельфе Ливана (Блок 4) в поисках запасов нефти, но там не было выявлено коммерчески целесообразного количества газа для разработки.

В 2009 и 2010 годах консорциумы, состоящие из американских и израильских компаний, открыли газовые месторождения «Тамар» и «Левиафан», запасы которых оцениваются в 26 трлн куб. футов природного газа. Благодаря этому за последнее десятилетие Израиль превратился из чистого импортера нефти и газа в газового экспортера в такие страны, как Египет и Иордания. Бейрут очень надеется на аналогичный результат, полагая, что это поможет стране улучшить свой кредитный рейтинг. Но, по мнению Саиди, ливанскому правительству следовало бы сначала решить проблему гиперинфляции и высокого уровня государственного долга[ii]. Размер последнего на конец 2022 года составлял около 102 млрд долларов, примерно 150% ВВП Ливана. Из-за экономического кризиса в стране, который был признан Всемирным банком как один из худших в новейшей мировой истории по данным ООН, больше половины населения страны оказалась за чертой бедности[iii].

По словам Саиди, для того чтобы экономика Ливана получала выгоду от любой будущей добычи нефти и газа, необходимо создать национальный нефтяной фонд, который будет независим от Министерства финансов страны. «Должен быть строгий закон об использовании любых доходов, потому что это ресурсное богатство, которое не подлежит возобновлению … вы должны сохранить его для будущих поколений», — сказал он.

По прогнозам Саиди, в случае с Ливаном доходы от экспорта нефти и газа, при условии удачного бурения на шельфе появятся только через «семь-восемь лет», поскольку строительство необходимой инфраструктуры и трубопроводов также займет время. И здесь нужно понимать, что никто не может предсказать сейчас, какими будут цены на энергоносители к тому моменту, сказал эксперт.

По мнению Нассиба Гобрила, главного экономиста Byblos Bank, «даже самые успешные коммерческие открытия энергоносителей не окажут влияния на суверенные рейтинги страны». Он подчеркнул, что Ливану прежде всего нужно реструктурировать свой внешний долг, а также разработать план управления своим государственным долгом для повышения своих суверенных рейтингов. Напомним, что на сегодняшний день Moody’s и S&P понизили суверенный рейтинг Ливана до уровня ниже инвестиционного — его также называют «мусорным».

Если смотреть на позитивные моменты, то здесь экономист упомянул, что открытие перспективных месторождений газа дало бы возможность Ливану перейти на производство электроэнергии с дорогого мазута, который он импортирует из Ирака. По мнению Гобрила, это бы помогло бы платежному балансу, сократило бы расходы на импорт, сохранило иностранную валюту и поддержало бы окружающую среду.

Марк Айюб, эксперт по энергетической политике Института ближневосточной политики Тахрир, базирующегося в Вашингтоне аналитического центра, также напомнил, что в случае успешных разработок на шельфе, переход от потенциальных запасов к продуктивным скважинам занимает значительный период — около четырех-пяти лет. «Это временное отставание означает, что решение продолжающегося финансового кризиса в Ливане нельзя откладывать, полагаясь на нефтегазовый сектор как на панацею», — сказал он Al Arabiya.

Айюб подчеркнул, что одних этих доходов будет недостаточно, чтобы преодолеть нынешние финансовые трудности Ливана. «Следовательно, было бы неразумно привязывать будущее страны исключительно к углеводородному сектору. Вместо этого нам нужен комплексный подход, основанный на макроэкономических реформах, реструктуризации банковской системы и целостной трансформации фискальной политики»2, — сказал эксперт. Он предположил, что нефть и газ должны рассматриваться в качестве дополнительных источников финансирования.

Лори Хайтаян, ливанский эксперт по нефти и газу, в разговоре с Al Arabiya English напомнила, что недавно парламентский комитет по бюджету и финансам обнародовал разработку законопроекта о создании Фонда национального благосостояния (SWF), которому поручено контролировать доходы от нефти и газа. Это произошло после семи месяцев обсуждений в парламенте. Однако вопрос о подходящем времени для его создания остается открытым. Хотя закон, который был ратифицирован в 2010 году, предусматривает, что все доходы нефтегазового сектора должны в итоге поступать в SWF, в нем ничего не говорится о сроках его создания.

«Поскольку только в одном активном блоке ведется добыча углеводородов, создание фонда привязано к его результатам. Необходимо дождаться результатов 9-го блока и решения Total Energies о целесообразности использования газа, поскольку функциональность SWF и назначение персонала зависят от конкретных источников дохода», — сказала Хайтаян. Она подчеркнула, что, хотя SWF был призван обеспечивать прозрачность и разумное управление фондами, нестабильные условия в стране постоянно ставили под сомнение эффективность законов, гарантирующих эти идеалы.

Комментируя обеспечение ответственного и устойчивого подхода к разведке на шельфе, Хайтаян подчеркнула, что пересмотр энергетической стратегии правительства является первостепенной необходимостью. Она отметила, что на сложном пути освоения своих нефтегазовых ресурсов Ливан стоит на перепутье, где призрак «ресурсного проклятия» становится все более явным. Хайатаян привела в пример страны, которые столкнулись с неправильным управлением своими нефтяными богатствами, в качестве примера назвав Нигерию и Анголу. «Несмотря на значительные доходы Нигерии от добычи нефти, она столкнулась с коррупцией, политической нестабильностью и плохим управлением. Аналогичным образом, Ангола, богатая нефтью, переживает бесконечные нарушения законодательства и страдает от непрозрачности и коррумпированности энергетического сектора страны, вследствие чего значительная часть населения этих государств погрязла в бедности, несмотря на обильные доходы от добычи черного золота», — рассказала эксперт.

По мнению Хайатаян, властям Ливана следует усвоить эти уроки при планировании своего будущего курса.

[i] https://www.thenationalnews.com/business/economy/2023/08/25/lebanon-years-away-from-realising-benefits-of-potential-oil-and-gas-finds/

[ii] https://apnews.com/article/lebanon-imf-economic-crisis-inflation-debt-5b1c259bb4ba82dd862a9ce602d43999

[iii] https://www.thenationalnews.com/business/economy/2023/08/04/reform-delays-threaten-to-plunge-lebanons-crisis-struck-economy-into-darker-depths/

54.04MB | MySQL:107 | 0,500sec