Значимость региона Черного моря для обеспечения безопасности Европы и военных операций на Ближнем Востоке неуклонно растет с 2010 г. и до сих пор. Причина тому выступает близость региона к вооруженным конфликтам в Сирии, Ливии и Ираке, размещение пусковых установок ПРО и крылатых ракет США средней дальности в Девеселу (Румыния). Экономическая значимость региона обусловлена развивающейся торговлей, наличием здесь нефтяных и газовых месторождений, а также значительными масштабами рыбного промысла. Однако наибольшее значение для стран, участвующих в ближневосточных процессах, черноморский регион имеет из-за своего географического положения. Как показывает опыт применения ВМС» РФ в 2015-2019 гг. против боевиков «Исламского государства» (организация признана террористической, ее деятельность запрещена на территории РФ) в Сирии, несмотря на то, что Черное море является закрытым, контроль над ним дает возможность оперировать на целом ряде театров военных действий – на Кавказе, в Малой Азии и Восточной Европе, в западной части Средний Азии, Ближнего Востока и восточного Средиземноморья при наличии соответствующего вооружения.
Вместе с тем особенности захода в акваторию, ее «закрытость» и юридический статус Черного моря позволяют ограничивать проход здесь военно-морских судов государств, к нему не прилегающих. Другими словами, по Конвенции Монтрё, через проливы Босфор и Дарданеллы не могут проходить крупные корабли ВМС. Турция представляется важнейшим игроком в черноморском бассейне – она контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, являющиеся единственным выходом из Черного моря. Конвенция Монтрё дает турецким властям право регулировать передвижение гражданских и военных кораблей по черноморским проливам. Соответственно, вне зависимости от ее реальных военных сил Турция обладает дипломатическими рычагами давления на черноморские и нечерноморские державы, обладающие интересами в этом регионе.
До начала усиления ЧФ РФ в 2014 г. турецкий флот был лидером по суммарному тоннажу боевого компонента среди всех флотов стран Причерноморья. В его состав на 2016 г. входили 12 субмарин, 16 фрегатов, 10 корветов УРО и 19 ракетных катеров. Официально 30 апреля 2016 г. был спущен на воду первый универсальный десантный корабль турецкой постройки, ожидается пополнение новыми фрегатами и корветами. Несмотря на внушительный корабельный состав и достаточно высокие затраты на оборону, Турция вовсе не находится в безопасности. На юге и юго-востоке от нее разворачивается масштабный конфликт в Сирии и Ираке, на Севере – конфликт на Украине, продолжаются и вялотекущие территориальные разногласия с Грецией на Западе. Важнейшим фактором, ослабляющим турецкую оборону и военно-морские силы, представляется географическое положение – практически вся территория Турции окружена морем, и прикрытие всей протяженности морских границ не представляется возможным. Другими словами, существующие ВМС Турции не в состоянии держать оборону по всему периметру морских границ.
Несмотря на существующие проблемы, Турция активно наращивает свои наступательные морские силы. В ближайшие пять лет на вооружение будут приняты новые ударные десантные корабли, уже приняты беспилотные летательные аппараты собственного производства, современные системы ПВО российского производства (С-400). Тем не менее зреет необходимость обновления и основного состава ВМС. Срок службы фрегатов и корветов (несмотря на то, что последние были дополнены кораблями типа Milgem), состоящих на вооружении на данный момент, подходит к 25-30 годам (середине срока службы), а боевые возможности серьезно уступают поступающим на вооружение ЧФ РФ кораблям.
Турция в будущем усилит свой состав новейшими универсальными десантными кораблями. Однако здесь происходит моральное и техническое устаревание материальной части – большинство основных кораблей в ближайшие 5-10 лет достигнут срока службы в 20-25 лет, а это означает необходимость замены основных компонентов боевого состава турецких ВМС. Данный процесс может быть затруднен производством необходимых элементов вооружения в США, с которыми у Турции есть политические противоречия в Ливии, Сирии и Ираке.
Несмотря на наличие собственного производства некоторых элементов вооружения, наладить полный цикл производства всех необходимых элементов вооружения в Турции не представляется возможным в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Кроме того, попытка переворота 2016 г. поставила под сомнения перспективы последовательного военного строительства, в том числе и по причине политической нестабильности.
В заключение отметим, что вне зависимости от баланса сил стран, имеющих выход к Черному морю, политическое, экономическое и военное значение этого региона будет только возрастать, особенно для России. Это обусловлено прохождением здесь и миграционных потоков из стран Ближнего Востока, и пролеганием здесь транспортных потоков с Востока на Запад, и ростом военной активности в странах арабского мира. Наличие современных и боеспособных ВМС Турции представляется насущной необходимостью, связанной с поддержанием военного баланса сил в регионе. Разумеется, это требует от турецкого государства капиталовложений, соразмерных с бюджетом и военно-политической доктриной. Тем не менее обновление ВМС практически неминуемо и в силу их физического устаревания и технического износа материальной части. Такое положение дел может создавать опасность ускорения гонки вооружений на отдельно взятом театре военных действий и создавать угрозу национальной безопасности России.